10 сентября 2018, 09:30
Статья

От провала до успеха. Как на Физтехе готовят школьников к международным олимпиадам

О тех, кто побеждает в соревнованиях, и о том, что помогает им одерживать победы, — в репортаже ТАСС
Пресс-служба Московского физико-технического института

8 сентября в Японии завершилась международная олимпиада по информатике (International Olympiad in Informatics — IOI). Россию на ней представляли четыре школьника: Михаил Анопренко из Санкт-Петербурга, Рамазан Рахматуллин из Татарстана, Владимир Романов и Егор Лифарь из Москвы. Ребята взяли две золотые и две серебряные медали, соревнуясь более чем с 900 школьниками из 85 стран мира.

Готовились к этому событию они целый год на базе Московского физико-технического института (МФТИ). На Физтехе, помимо сборной по информатике, к состязаниям готовят национальные команды по математике, физике и естествознанию. Традиционно ребята привозят с турниров сразу несколько золотых медалей. Например, с прошедшей с 21 по 29 июля международной олимпиады по физике (IPhO) в Португалии российские школьники привезли домой одну серебряную и четыре золотые медали.

Однако подготовка к турниру требует не только повышенной трудоспособности и усидчивости от школьника, но и умения справляться с психологической нагрузкой.

Корреспондент ТАСС пообщался с преподавателями, которые готовят юных гениев к состязаниям, а также со школьниками, которые уже участвовали в олимпиадах, и узнал, почему одного таланта для победы на олимпиаде все-таки мало. 

Учителя обещали поставить двойку

В этом году в МФТИ по программам бакалавриата и магистратуры поступило больше 2 тыс. человек. Среди них — 17-летний первокурсник Вячеслав Кузнецов, который будет учиться на факультете общей и прикладной физики. За плечами — участие в международной олимпиаде по физике, откуда он привез золотую медаль. Однако и у него возникали проблемы.

"Я не очень внимателен, из-за этого пропускал какие-то очень простые решения. Допускал кучу неточностей, поэтому баллы уменьшались, — рассказал Вячеслав. — Так, на олимпиаде была задача, которая показалась мне сложной не потому, что ее сложно решить, а потому, что она была очень большой. Ее мало кто успел сделать полностью, я к тому же неправильно рассчитал свое время, поэтому ее сделал только наполовину. Тем не менее приехал с золотой медалью".

По словам Вячеслава, на первые сборы его заставили поехать учителя его родной московской школы №192. "Сказали, если я не поеду, то поставят два. Это был еще восьмой класс, поэтому была сильная мотивация", — улыбается школьник и добавляет, что физикой он занимается не потому, что надо, а потому, что нравится.

Путь до международной олимпиады по физике был долгий. Сначала множество сборов и отборочных состязаний. Потом — Всероссийская олимпиада, по итогам которой он был признан одним из 27 учеников, хорошо знающих физику. "А дальше нас тренировали и отбирали, — продолжает рассказ Вячеслав. — Отбор проходил на базе МФТИ, было несколько сборов, половина из них была учебной. На них нам давали новый материал, готовили к олимпиаде. А половина сборов были отборочными, где мы писали туры, набирали баллы, и в результате этого некоторые покидали отбор", — отметил Кузнецов.

Вячеслав считает, что главное в успехе не талант, а педагоги, которые тебя тренируют, и собственно сама подготовка.

Способствовала гонка вооружений

Проректор по международным программам и технологическому предпринимательству Московского физико-технического института Алексей Малеев вместе со школьниками находился в Японии на олимпиаде по информатике.

"Россия — одна из первых стран, где зародились предметные олимпиады. Школа научно-естественная и техническая всегда были очень сильны. Отчасти это, может быть, связано с тем, что у нас образование правильное, система базовая выстроена. В XX веке гонка вооружений способствовала этому", — объясняет он успехи учеников.

На олимпиаде Россию представляло больше школьников из Москва и Санкт-Петербурга, чем из регионов. "Наверное, это связано с тем, что в этих городах сейчас собрано большее число сильных преподавателей, лучше выстроена такая организационная машина, финансирование дополнительное находят эти два региона", — рассуждает Малеев.

По его словам, на самом деле все олимпиады похожи друг на друга.

"Все сидят решают, а зрители либо по трибунам, либо по балкончикам прогуливаются и смотрят на то, как решают ребята задачи. Надо не растеряться на этой истории, отвлечься от всего, сфокусироваться на задачах. Не переживать, а если какая задача не получается, то ничего страшного, нужно уметь ее отложить в сторону, решать другие задачи, потом к ней вернуться. Тактика самих соревнований очень важна", — говорит собеседник агентства.

Не смог сразу привыкнуть к калькулятору

16-летний Алексей Шишкин в этом году перешел в 11-й класс московской школы №1589. Он тоже принимал участие в международной олимпиаде по физике (IPhO) в Португалии, а до этого — в олимпиаде по физике, которая прошла в Азии.

"Она (азиатская олимпиада для школьников по физике — прим. ТАСС) была более сложной. Основные были именно на этой олимпиаде в Азии и на отборочных этапах. Например, на зимних сборах нам дали экспериментальную задачу с двумерными дифракционными решетками, с ней все справились плохо, потому что недостаточно хорошо понимали волновую оптику. Конечно, важно было быстро пройти еще несколько тем, таких как квантовая механика, та же волновая оптика, электромагнитные поля", — рассказал Алексей. Из Португалии он привез домой серебряную медаль. Российская команда заняла в этом году третье место. По мнению одиннадцатиклассника, результат мог быть и лучше.

"Я еще не смог сразу привыкнуть к калькулятору, выданному на туре, и сначала долго искал нужные кнопки", — признался он.

О планах на будущее Алексей говорит пространно, он только перешел в 11-й класс. Если бы его интересовала только физика, то поступил бы без раздумий в МФТИ, как делают многие ребята с IPhO. "Но я еще неплохо знаю химию, поэтому выбирать сложно. Хотелось бы смежной специальности, то есть где нужно разбираться в обеих науках", — заключил Шишкин.

Сборы с отрезанием хвоста

Руководитель национальной сборной команды России на международной олимпиаде по физике Валерий Слободянин рассказал, что систему подготовки школьников к международным олимпиадам начали выстраивать с 1993 года.

"Во-первых, мы на каждом этапе, на каждых сборах хвост отсекаем. То есть из 30 человек после первых сборов мы оставляем, например, 18. Видно, что 12 человек идут слабенько, мы их отбрасываем. Следующие сборы — еще. И на последнем этапе оставляли восемь человек, из них пятеро ехали на международную олимпиаду", — поясняет механизм отбора школьников Слободянин.

По его словам, все это создает среди школьников конкурентную среду. А на олимпиаде ребятам приходится решать разные задачи, например по электронике, когда они должны сами собирать схемы на специальной макетной плате, или задачи, связанные с эффектом Доплера. Каждая по-своему уникальна.

"Это переменный конденсатор сложной формы. Черный ящик механический, трубка алюминиевая, с одного края там пружинка и шарик. И надо было определить массу шарика. Давалась некоторая установка, ее нужно было раскручивать, по моменту инерции все находить или колебания устраивать", — объясняет Слободянин.

Через тернии к почету

Сейчас участие в международных олимпиадах считается почетным, но так было не всегда. По словам ректора МФТИ Николая Кудрявцева, в 90-х годах даже продвинутые педагоги относились к таким состязаниям как к чему-то несистемному. Но со временем интерес к участию в олимпиадах, на которых собирается почти весь мир, начал расти.

"Когда я начинал как ректор, я помню, ко мне стали приходить креативные математики, наши физики и говорить: "Николай Николаевич, как вы относитесь к нашему участию вот в этом олимпиадном движении — во всероссийской олимпиаде, имели в виду — и то, что мы там время тратим, вкладываемся?" Я сказал: на мой взгляд, это очень хорошо и это надо поддерживать всяческим образом", — рассказал Кудрявцев.

Он отметил, что сейчас в процесс подготовки школьников к олимпиадам включается много молодых преподавателей, которые раньше сами участвовали в состязаниях.

"Артем Воронов, наш проректор, он в 1998 году наш медалист олимпиады по физике, которая была в Канаде, — говорит ректор. — Ему не надо ничего объяснять, он сам прошел через все эти тернии, прекрасно понимает, что нужно улучшать, и он это делает. Следующий, который идет за ним, смотрит, что нужно еще улучшить после того, как Воронов улучшил, и дальше улучшает. В этом и секрет".

Кирилл Борискин