Религиозная ситуация на Украине вновь в центре внимания мирового сообщества. Идея президента страны Петра Порошенко о независимой "Киевской церкви" выливается в масштабное противостояние, которое меняет православный мир. В ответ на решение Синода Константинопольского патриархата предоставить автокефалию неканонической церкви на Украине 15 октября Синод Русской православной церкви в Минске принял решение о полном разрыве отношений с Константинополем — старшей из поместных православных церквей мира. Об истории вопроса и о том, к каким последствиям могут привести изменения в Украинской православной церкви, — в нашем материале.
История конфликта
1
7 сентября Константинопольский патриархат "в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной церкви на Украине" назначил своих экзархов, то есть посланников в Киеве, который является канонической территорией Московского патриархата. На Архиерейском соборе Константинопольского патриархата, который прошел в Стамбуле 1–2 сентября, прозвучало, что Киевская митрополия была перенесена в Москву без санкции Константинополя, и, соответственно, заявлены права на управление ею.
Тогда Синод Русской православной церкви (РПЦ) выразил в связи с назначением посланников Константинополя в Киев протест, заявив, что действия Константинопольской церкви "являются грубейшим попранием церковных канонов" и ответные шаги последуют в ближайшее время.
РПЦ приостановила поминовение во время богослужения имени патриарха Константинопольского и совместное служение с иерархами Константинопольской церкви, а также потребовала, чтобы экзархи патриарха Варфоломея покинули территорию Украины.
С 9 по 11 октября прошло заседание Синода Константинопольского патриархата в Стамбуле. В результате Синод отменил действие своей же грамоты 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата и подтвердил "уже принятое ранее решение о том, что Вселенский патриархат приступает к предоставлению автокефалии церкви Украины". Кроме того, по итогам заседания была снята анафема с глав двух неканонических украинских церквей, которые ранее вместе с президентом Украины Петром Порошенко обратились к Вселенскому патриарху с просьбой об автокефалии — так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета Денисенко и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария Малетича — и восстановил их "в священническом звании".
15 поместных православных церквей мира обладают равенством, но у патриарха Константинопольского есть так называемое первенство чести, которое не означает верховенство над православными церквями. Однако на Архиерейском соборе патриарх Варфоломей много говорил о своем "первенстве". Оно основывается на 28-м правиле IV Вселенского Халкидонского собора, которое дает патриарху Константинополя старший по чести статус после римской кафедры в силу того, что Константинополь — имперский город царя и правительства.
Реакция РПЦ
2
"Константинополь своими действиями переходит красную черту и катастрофически нарушает единство мирового православия — так расценил произошедшее представитель РПЦ, пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков. — Попытка исказить историю в угоду политической конъюнктуре обнажает совершенно нецерковную сущность действий Фанара (район, где расположена резиденция Константинопольского патриарха — прим. ТАСС)".
Ответные решения РПЦ были приняты 15 октября в ходе заседания Священного синода в Минске. В результате РПЦ разорвала отношения с Константинополем. Как рассказал глава отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, такое решение делает невозможным дальнейшие совместные богослужения представителей РПЦ и Константинопольского патриархата. Митрополит пояснил, что вступление с раскольниками в евхаристическое общение считается каноническим преступлением и влечет наказание.
Что это значит для православных верующих?
3
Александр Волков также отметил, что из-за разрыва отношений между Московским и Константинопольским патриархатами верующие не смогут участвовать в богослужениях, молиться и причащаться в храмах Константинопольского патриархата, в том числе — в храмах на горе Афон, которая является канонической территорией Константинопольского патриархата.
Есть ли вероятность мирного решения конфликта?
4
Опрошенные ТАСС эксперты считают, что это возможно. Ведущий научный сотрудник и руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН религиовед Роман Лункин объяснил это тем, что РПЦ проявила взвешенную позицию. "Несмотря на требование многих политиков и православных консерваторов чуть ли не предать анафеме Варфоломея, сразу его низложить, основать в Турции приходы, начать действовать неразумно и радикально, Синод на это не пошел. Мне кажется, это как раз вселяет надежду на более мирное разрешение кризиса", — пояснил экперт.
Специалист по истории церкви на Украине Владислав Петрушко считает, что происходящее между двумя поместными православными церквями нельзя сравнить с Великим расколом, который произошел в XI веке (произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе). Он напомнил, что Великому расколу предшествовали похожие события, когда Рим и Константинополь временно разрывали общение, потом восстанавливали и снова разрывали. "Начиналось с малого, а пришло к разрыву окончательному. Поэтому, конечно, с одной стороны, рано ставить точку, с другой — надо опасаться того, как бы эти события не переросли в нечто большее. Пока ситуация развивается по самому неприятному сценарию, по самому отрицательному", — добавил он.
Что дальше?
5
По мнению Лункина, на территории Украины теперь появляются фактически две большие православные силы: первая — УПЦ в составе РПЦ, вторая — некий "конгломерат раскольников, признанных Константинополем, которые теперь подчиняются патриарху Варфоломею, потому что их он назвал Киевской митрополией, своей территорией".
"Интересно отметить то, что в заявлении Синода особо отмечается, что Варфоломей попытался украсть у РПЦ то, что ему никогда не принадлежало. То есть Киевская митрополия в нынешней территории — это все-таки плод миссионерской работы, и расширение Киевской митрополии произошло уже в составе независимой РПЦ, а не то, что было в XVII веке", — сказал Лункин.
"Государственная власть может начать загонять верующих канонической церкви в новую юрисдикцию. Но если уж покусятся на крупнейшие святыни, например Киево-Печерскую лавру, то тут народ уже может более радикально выразить свое неприятие, — поделился своим мнением Петрушко. — Противостояние на религиозной почве может вылиться против действующего президента Украины, который, наверное, не вполне осознает масштаб возможных последствий своих действий по созданию независимой Церкви".
Каковы возможные последствия произошедшего для мира?
6
Раскол на Украине вполне может спровоцировать расколы и в других частях света. Первые кандидаты — это Болгарская православная церковь, от которой хочет отколоться при поддержке Константинополя Македонская. Затем от Сербской церкви может отделиться Косово, а от Грузинской — Абхазия. Даже у Антиохийского патриархата есть проблема взаимоотношений с Иерусалимской церковью: Катар и проблема сирийско-американских отношений.
"У большинства поместных церквей есть свои схожие трудности, и при желании их можно раскрутить, была бы политическая воля, поэтому маловероятно, что Русская церковь останется в этом вопросе без поддержки поместных церквей", — считает Владислав Петрушко.
Какие православные организации действуют на Украине?
7
Единственная каноническая Украинская православная церковь (более 12 тыс. приходов и 200 монастырей) является самоуправляемой Церковью с правами широкой автономии в составе Московского патриархата. Право независимости и самостоятельности в управлении было дано определением Архиерейского собора Русской православной церкви от 27 октября 1990 года и выражено в благословенной грамоте (Томосе) Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После распада СССР в конце 1991 года украинские политики стали предпринимать активные действия для отделения Украинской церкви от Русской. Тогдашний митрополит Киевский Филарет заявил о создании национальной церкви — так называемого Киевского патриархата. Эта организация (около 5 тыс. приходов) до сих пор остается раскольнической и не признана ни одной церковью мира.
В 90-е годы на Украине была возрождена Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), изначально созданная националистически настроенными священниками в 20-е годы XX века. УАПЦ также не признана ни одной канонической православной церковью и имеет на сегодняшний день около тысячи приходов. В данный момент Киевский патриархат и УАПЦ пользуются особым расположением украинских властей и претендовали на легализацию со стороны Константинопольского патриархата.
Были ли подобные конфликты в истории?
8
В 20-х годах прошлого века Константинополь активно поддерживал обновленческую "Живую церковь", которая была создана при участии большевистского правительства и пыталась устранить законно избранного патриарха Тихона. Затем последовало дарование автокефалии Польской церкви и установление Константинополем своей юрисдикции в Прибалтике и Финляндии — по сценарию, который нынешний Вселенский патриарх Варфоломей пытается реализовать на Украине.
В 1993 году при поддержке властей страны Константинопольский патриархат предоставил раскольничьей Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ) права автономной юрисдикции в своем составе. При этом епархии ЭАПЦ сейчас насчитывают около 7 тыс. верующих, тогда как Эстонская православная церковь Московского патриархата — около 100 тыс. Теперь в Эстонии существуют две параллельные канонические юрисдикции, между которыми нет общения.
"Сейчас же на Украине идеально сошлись интересы трех сторон. Во-первых, режима Порошенко, для которого это возможность повысить рейтинг или даже создать такую горячую ситуацию в стране, когда можно будет перенести выборы. С другой стороны — интересы наших "западных партнеров", которые таким образом наносят еще один удар по России, и решение прикладной задачи — разрыв духовной связи с Украиной, уничтожение последней духовной скрепы. Наконец, интересы Фанара, который весь XX век и начало XXI века строит подобие восточного папства внутри православного мира и пытается трансформировать первенство чести патриарха Константинопольского в первенство власти", — отмечает Владислав Петрушко.
Антонина Мага