Все новости

Музей Востока: 100 лет экзотики и красоты

© Антон Новодережкин/ТАСС
30 октября принято считать днем рождения музея, в этот день в 1918 году он впервые открылся для посетителей

Людей всегда привлекали диковинные вещи, и в советские годы Музей Востока был чуть ли не единственным местом, где можно было познакомиться с традициями народов. Впрочем, и сегодня мало где можно вживую увидеть, как выглядят туфли, предназначавшиеся для бинтованных ног китаянок, или сосуды, изготовленные по приказу Петра Первого. О необычных экспонатах и современных форматах погружения в иностранную культуру — в материале ТАСС.

Восток. Другая красота

К юбилею музей хотел создать такую экспозицию, на которой бы гармонично смотрелись вещи из самых разных коллекций. Иран, Индия, Камбоджа, Китай, Корея, Япония — в итоге эти и другие регионы объединила тема женской красоты.

Костюм женщины народности тхайдам Михаил Терещенко/ТАСС
Описание
Костюм женщины народности тхайдам
© Михаил Терещенко/ТАСС

Более шестисот экспонатов рассказывают о том, какой она была в различные  исторические периоды. Наталья Гожева, искусствовед, специалист по культуре Юго-Восточной Азии, одевая манекен в костюм женщины народности тхайдам ("черные таи" — народ, проживающий в Лаосе, Вьетнаме и Северном Таиланде), в который раз удивляется изящным фигурам женщин. "Вот такая вот кофточка, на очень маленькую женщину. Мы тут с трудом это все приделываем", — говорит Гожева. Наряды азиаток и вправду миниатюрные: так, манекены 40 размера больше их чуть ли не на шесть размеров. 

Куда более просторными выглядят наряды японских и китайских красавиц. Платья свободного кроя из легкого струящегося шелка и всегда украшенные богатыми узорами были в гардеробе богатых дам. Причем встречался не только летний вариант, из тонкой ткани, но и зимний — на подкладке. Кимоно, которое пришло в Японию из Китая, было распространено среди всех слоев населения, однако сшитое из дорогостоящего шелка и расписанное вручную парадное платье стоило целое состояние и было доступно далеко не всем.

Корейский женский национальный костюм Михаил Терещенко/ТАСС
Описание
Корейский женский национальный костюм
© Михаил Терещенко/ТАСС

"Одежда, которая есть в нашем музее, принадлежала состоятельным людям. Бедные себе такое позволить не могли, точнее, после них ничего не оставалось, потому что хоронили умершего в самой лучшей одежде, как правило, дорогой", — рассказал старший научный сотрудник отдела искусств народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Государственного музея Востока Константин Писцов.

Можно увидеть на выставке и один из самых странных предметов восточного гардероба — туфли для бинтованных ног. Еще около X века до нашей эры женщины в Китае начали бинтовать ноги, а сверху надевали миниатюрные туфли.

Согласно легенде, основатель династии Мин — известный подозрительностью и жестокостью император Чжу Юаньчжан — однажды решил убить всех обитателей дома, хозяева которого, как ему показалось, намекнули, что у императрицы большие ноги.

Ступни нормального размера считались едва ли не уродством, и девушки, ноги которых были недостаточно малы, рисковали не выйти замуж. Бинтовать начинали еще в детстве, в возрасте от 3 до 12 лет. Обычно длина деформированной стопы была около 13 см. Были случаи, когда "назабинтовать" могли и до 7 см, правда, в таком случае женщина не могла передвигаться самостоятельно.

Туфли для забинтованных ног Михаил Терещенко/ТАСС
Описание
Туфли для забинтованных ног
© Михаил Терещенко/ТАСС

Туфли, как правило, изготавливали из дерева, но встречался и более дорогой вариант, из шелка, на котором вышивали различные рисунки, например, как на фото, цветы лотоса — они символизировали чистоту и просветление, а бабочка — бессмертие.

Еще один из интересных экспонатов — асык: так в Туркмении называли накосные повязки, которыми девушки закрывали волосы от посторонних взглядов. По одной из версий, аксессуар считался своего рода оберегом, который защищал от болезней и сглаза. Украшение невесте дарили родственники жениха в знак согласия и любви между будущими супругами, а форма подвески напоминала сердце.

Для посетителей выставка откроется 31 октября 2018 года и продлится до 20 января 2019-го.

Постоянная экспозиция

Впрочем, и вне выставки Музей Востока заслуживает как минимум нескольких посещений — за один раз обойти все залы просто не хватит сил. После вопроса о самых необычных вещах, которые обязательно стоит посмотреть, сотрудники музея немного теряются — выбрать более чем из 150 тысяч экспонатов непросто.

"Например, фарфоровая аптекарская банка XVIII века с двуглавым орлом. Аптекарские сосуды прибыли в Российскую империю из Китая в нескольких экземплярах по личному заказу Петра Первого для открывавшихся в то время частных аптек. В музее сохранился и эскиз самой банки, по которому в Поднебесной отливали емкости", — рассказывает Константин Писцов.

Традиционное женское китайское платье Михаил Терещенко/ТАСС
Описание
Традиционное женское китайское платье
© Михаил Терещенко/ТАСС

Вряд ли вы пройдете мимо халата из тончайшего шелка с изображениями драконов. По словам специалистов, он принадлежал женщине из последней императорской династии Цин, правившей в Китае с середины XVII по начало XX века. Платье принадлежало либо супруге императора, либо высокого ранга наложнице. Цельный маньчжурский халат ципао заменил традиционные юбки и блузки. В отличие от современных ципао маньчжурские платья не облегали фигуру и покрывали все тело, кроме головы, пальцев рук и ног.

В иранском зале посетители могут увидеть луристанские бронзы, датированные VIII–VII веками до нашей эры. Это небольшие литые предметы, украшенные бронзовыми скульптурами раннего железного века: наконечники, копья, кольца и браслеты.

Обратить внимание стоит и на люстровую керамику XII–XIII веков. Из-за особого процесса обжига и трудоемкости изготовления она считается одной из ценнейших и сложнейших техник.

"Такая керамика всегда дорого стоила, потому что заменяла золотую. Так как ислам запрещал использовать драгоценную посуду, но роскоши очень хотелось, люстровая керамика была спасением. На посуде иранские художники старались изображать сюжетные рисунки, в том числе и людей", — поясняет младший научный сотрудник отдела искусств стран Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии Полина Коротчикова. 

Современные форматы

Помимо классических экскурсий Музей Востока предлагает интерактивные способы погружения в культуру. Так, завершить знакомство с китайской культурой можно чайной церемонией, узнав об истории и традициях чаепития, послушав аутентичную музыку и читая стихи. Те, кто интересуется Африкой, могут научиться играть на традиционном ударном инструменте — джембе. Для любителей Восточной Азии здесь проводят мастер-классы по китайской и японской живописи и каллиграфии.

Групповая экскурсия в Музее Востока  Антон Новодережкин/ТАСС
Описание
Групповая экскурсия в Музее Востока
© Антон Новодережкин/ТАСС

В музее часто проходят экскурсии, где гид дает подержать в руках предмет, о котором он рассказывает. Если это керамика, то посетителям дают маленькую керамическую чашу. Если речь идет о шелковом костюме, то небольшой кусочек ткани.

В процессе таких экскурсий посетители подключают не только тактильные рецепторы, но и обонятельные. Например, рассказывая про Великий шелковый путь, гиды дают гостям мешочки со специями или чаем. "Дети охотно играют в игру. Мы разбиваем их на команды, и они за время должны определить по запаху, что в мешочках", — рассказала заведующая отделом экскурсионной и лекционной работы музея Татьяна Капуркина.

Формируя экспозицию, музей отталкивается и от того, что в конкретный момент интересно людям. К Олимпийским играм в Сочи из фондов музея собрали экспонаты, которые были связаны со спортом.  Можно было увидеть, что представлял собой футбол в разных регионах: в Мьянме в него играли мячом, сплетенным из тростника или стеблей пальмы, эскимосы — сделанным из кожи оленя.

Поэтому даже если вы прошлись по всем экспозициям, вернувшись сюда через несколько месяцев, вы вновь найдете для себя что-то новое. Даже сейчас, параллельно выставке "Восток. Другая красота", в музее проходит еще одна, также посвященная его 100-летию, — "Люди и вещи".