26 октября стало известно о смерти Николая Караченцова. Народный артист РСФСР ушел из жизни, не дожив один день до 74-летия. Соболезнования и воспоминания об актере — в материале ТАСС.
Президент России Владимир Путин назвал смерть актера огромной и невосполнимой утратой. Премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что Караченцову "были подвластны все жанры театрального и киноискусства - от комедии до драмы, от трагедии до мюзикла и рок-оперы".
Министр культуры Владимир Мединский отметил, что актер проявлял стойкость характера и мужественно сражался с болезнями, выпавшими на его долю.
Художественный руководитель "Ленкома" Марк Захаров заявил, что Караченцов навсегда останется в плеяде актеров, прославивших этот театр.
Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой считает, что Караченцов был лицом поколения.
"Это ужасная новость. Он блестящий артист, лицо поколения. Его работы в театре такие, на надрыв, яркие. Конечно, это большая потеря для нашего искусства", - сказал Толстой.
Актер театра и кино Вениамин Смехов уверен, что Караченцов навсегда останется в памяти людей.
"Нет никаких слов, потому что любовь и восхищение талантом актера длится уже много лет на фоне этой беды и того, что Коля прощается с нами очень давно, но остается навсегда очень живым, красивым и любимым", - сказал Смехов.
"Хороший друг и неповторимый артист"
Актриса Елена Проклова рассказала ТАСС, что Караченцов был очень хорошим другом и неповторимым актером.
"Мы с ним снимались в нескольких фильмах, в том числе, в картине "Собака на сене", и дружили, - отметила актриса. - В моей жизни это очень значимый человек, с ним связана юность, общие поездки, вечера, фестивали. Он был очень хорошим человеком, очень хорошим другом и, конечно, неповторимым артистом".
Проклова назвала смерть Караченцова трагедией и большой утратой в жизни очень многих людей. "И скорбеть будет не только семья, не только мы, коллеги и друзья, но и огромная армия зрителей, которая обожала его фильмы. Горе. Пусть земля ему будет пухом".
Режиссер Алла Сурикова, снимавшая Караченцова, в частности, в фильме "Человек с бульвара Капуцинов", не смогла найти слов, узнав о смерти актера. "Дайте мне осознать. Не знаю, не знаю, не знаю", - сказала она.
"Символ времени"
Николай Караченцов - символ времени для нескольких поколений россиян, его роли стали частью культурной жизни страны, считает первый зампредседателя комитета Госдумы по культуре, актриса Елена Драпеко.
"Для поколения, может быть, даже нескольких поколений россиян Караченцов - это такой символ времени. Его роли - и те, которые он играл в молодости, и те, которые он играл в театре уже во взрослом возрасте, - запомнились и стали частью нашей культурной жизни. Для нас это очень большая утрата", - сказала Драпеко ТАСС в пятницу.
"У него очень счастливая актерская судьба. И оказалась такая горькая судьба человеческая - его травма и то, как много лет он боролся за то, чтобы вернуться в жизнь. Сегодня мы с печалью его провожаем, мы будем его помнить, мы будем смотреть его фильмы, а те, кто видел его в театре, никогда не забудут его театральные роли. Мы глубоко соболезнуем его близким, очень жаль Колю", - заключила она.
"Играл "на разрыв аорты"
Караченцов играл все свои роли с полной отдачей - "на разрыв аорты", заявил специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
"Николай Петрович жил страшно отчаянно, не щадя своих сил и таланта. Он был бесстрашным артистом и бесстрашным человеком, - сказал Швыдкой. - Он играл - "на разрыв аорты". И этот "разрыв", видимо, привел к уходу из жизни".
Швыдкой отметил, что Караченцов не имел возможности последнее время выступать на сцене, однако "его присутствие в нашей жизни было в высшей степени ощутимо".
"Это потеря для поклонников, потеря для его друзей. Уход Караченцова - огромная потеря для "Ленкома", для Марка Захарова. Мои соболезнования всем, кто был знаком с Николаем Петровичем, всем его зрителям", - сказал спецпредставитель президента РФ.
"Уже во время учебы, был заметным, ярким актером"
Караченцов уже в институте проявил себя как яркий актер и всегда был открытым человеком, сказал журналистам народный артист РСФСР, однокурсник Караченцова по школе-студии МХАТ Евгений Киндинов.
"Он сразу, уже во время учебы, был заметным, ярким актером. Темпераментный, подвижный. Помню, на экзамене по танцу все наши однокурсницы хотели танцевать только с Колей", - вспоминает Киндинов. Он назвал Караченцова добрейшим человеком, "открытым, замечательным". "Мы дружили, ходили друг к другу на премьеры. Я помню его замечательную "Юнону и Авось", - сказал актер.
"Эталон актерского мастерства"
Композитор Григорий Гладков заявил, что роли, сыгранные Караченцовым, являются эталоном актерского мастерства и яркой индивидуальности.
"Николай Караченцов - это гениальный актер, все сыгранные им роли в кино и театре являются эталоном актерского мастерства, неповторимой индивидуальности и яркой мужественности. Он был примером для мальчишек, это был романтический мужественный герой, который всегда побеждал зло, ребята на него равнялись", - сказал он. "Слов нет, слезы душат", - добавил Гладков.
"Это гениальный совершенно талант"
Народный артист России Дмитрий Певцов, который заменил Караченцова в рок-опере "Юнона и Авось" в "Ленкоме", отметил, что актер обладал потрясающей харизмой, талантом и личным обаянием.
"Первая встреча с Николаем Петровичем - это фильм "Старший сын". Конечно же, это было юношеское потрясение от обаяния, от мужественности, от потрясающей харизмы этого человека. Я считаю, такого человека больше вообще не будет, это гениальный совершенно талант и человеческий, и актерский, и профессиональный", - сказал он.
По словам Певцова, без Караченцова постановка "Юнона и Авось" не состоялась бы. "Мое глубокое убеждение, что в 1981 году не состоялся бы спектакль "Юнона и Авось", если бы там не было Караченцова. Он такой же создатель этого спектакля, как Захаров, Васильев, Рыбников, Вознесенский. Именно его энергия, талант, гениальное обаяние и вокальное мастерство позволили этому спектаклю состояться, и очень много лет Николай Петрович тащил это все на себе, я удивлялся, как долго ему удавалось играть этот спектакль и оставаться в форме уже в преклонных годах", - отметил актер.
"Это была большая радость - работать с Колей"
Николай Караченцов был блистательным актером, созданный им образ Резанова в спектакле "Юнона и Авось" невозможно повторить. Такое мнение в беседе с ТАСС высказал поэт и писатель Илья Резник.
"Все знают, каким актером он был: блистательным, кипучим, неповторимым. Вот говорят: "Незаменимых нет". Незаменимые есть. Я не представляю "Юнону и Авось" без Коли, в этом спектакле он незаменим. Сколько он привносил в него вселенской, необузданной энергии, с какой любовью к Родине, к женщине - это неповторимо", - сказал Резник.
Поэт вспомнил совместную с Караченцовым работу, в том числе созданный вместе с композитором Максимом Дунаевским альбом "Моя маленькая леди...". "Это была большая радость - работать с Колей. "Август, сентябрь", "Криминальное танго", - каждая песня приносила нам с Максимом Дунаевским радость. Эти сочинения живут, и Коля живет в наших выступлениях и будет жить в наших воспоминаниях", - подчеркнул он.
"Теряет классиков страна", - писал я стихи. К сожалению, мы теряем и теряем. Какой-то проклятый год: потеряли Андрюшу Дементьева, Иосифа Кобзона", - со скорбью заметил Резник.
Он также назвал подвигом заботу актрисы Людмилы Поргиной о своем супруге. "Людочка Поргина совершила подвиг: каждую минуту, каждую секунду жизни отдавать любимому человеку, в каком бы он ни был состоянии. С верой, с надеждой, с любовью. Это потрясающий пример русской женщины", - отметил поэт.
"На его фильмах росли все"
Московский художественный театр им. Чехова и Школа-студия МХАТ скорбят в связи со смертью Николая Караченцова.
"Это очень трагично, печально, грустно. Николай Петрович был чудным человеком, потрясающим артистом. Для меня это еще и артист, который прошел через всю мою жизнь. На его фильмах росли все", - сказал журналистам художественный руководитель - директор театра Сергей Женовач.
Ректор школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий напомнил, что Караченцов был выпускником этого образовательного учреждения. "Конечно же, я горжусь, что Николай Петрович закончил школу-студию МХАТ. Я ему вчера звонил и супруге его и не дозвонился...", - сказал Золотовицкий. "Мы гордимся тобой, Коля... Я горжусь, что мы заканчивали курс у одного мастера - у Виктора Карловича Монюкова. Ты с ним там встретишься, дорогой мой Коля... Ты мужественный, талантливый человек. Царствие небесное. Я люблю тебя", - добавил он.
"Это большая беда. Ушел великий актер. Но жизнь продолжается, мы будем о нем помнить. Он один из тех, кто вводил нас в профессию своей жизнью", - сказал журналистам художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков.
"Он был верным в дружбе, надежным в делах"
Караченцов был другом и актером "Русской антрепризы" имени Андрея Миронова, и для всех нас это глубоко личная потеря, сказал корреспонденту ТАСС художественный руководитель петербургского театра, народный артист России Рудольф Фурманов.
"Я с Николаем был дружен с 22 октября 1975 года, когда Евгений Павлович Леонов во время съемок на Ленфильме "Старшего сына" позвонил мне и сказал: "Рудик, я могу прийти к тебе на день рождения с молодым артистом нашего театра, с которым я снимаюсь, - с Колей Караченцовым?". И когда Коля пришел и увидел за столом весь цвет БДТ, он обалдел и с тех пор стал близким человеком для всех этих людей и для Большого драматического", - рассказал Фурманов.
Он вспомнил, как попросил Караченцова поздравить БДТ с 70-летием основания театра, и Николай вместе с Марком Захаровым дуэтом исполнили для труппы шутливые куплеты на мотив "Я тебя никогда не забуду".
"Коля играл в нашем театре в спектакле "Красная стрела", который всегда шел с аншлагом, и в день, когда случилась эта страшная автоавария, его опознали не по лицу, а по железнодорожному билету, где была указана его фамилия и маршрут Москва - Санкт-Петербург. Он собирался приехать на свой спектакль, который, увы, пришлось отменить", - вспоминает худрук "Русской антрепризы". Он напомнил, что в этом театре Караченцов в 2011 году в числе первых был удостоен Российской национальной актерской премии имени Андрея Миронова "Фигаро" и с тех пор ежегодно приезжал на все церемонии.
"Он был чистым, глубоко верующим человеком, верным в дружбе, надежным в делах. Мы дружили семьями, приезжали в гости друг к другу. В 2004 году, за полгода до аварии, он крестил мою дочку в Никольской церкви. Все это никогда не забудется. И когда уходят такие сердечно близкие люди, ощущаешь глубокую пустоту от невосполнимой потери", - заключил Фурманов.
"Выходил на сцену и рвал жилы, связки, зрительские сердца"
Караченцов отдавал себя без остатка своим зрителям, его роли на сцене и на экране не забудутся никогда, считает глава Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская. "Николай Караченцов был народным артистом в глубинном смысле этого слова - не по рейтингам, а по любви, потому что сам умел любить страстно и самозабвенно - дело, которому посвятил жизнь, свою публику, каждого своего зрителя", - привели в пресс-службе комитета слова Ямпольской.
"Менялись партнерши в роли Кончиты, но Николай Караченцов по-прежнему выходил на сцену и рвал жилы, связки, зрительские сердца. Такую отдачу зритель не забывает", - сказала депутат.
Ямпольская назвала актера бесконечно обаятельным, исполненным мужской харизмы и бешеной трудоспособности, темпераментным, стремительным и покоряющим силой духовной и телесной. "Как судьбу благодарить за то, что был с нами Николай Караченцов? Больше, увы, мы его никогда не увидим. И никогда не забудем - точно по великому заклинанию из "Юноны и Авось", - добавила Ямпольская.
"Он тепло относился к проявлениям зрительского внимания"
Актриса Анна Большова, работавшая вместе с Караченцовым в рок-опере "Юнона и Авось", рассказала ТАСС, что он тепло относился к проявлениям зрительского внимания. "Для меня было всегда удивительно, что он очень тепло относился к любым проявлениям зрительского внимания и при этом все равно пытался сохранить тонюсенькую грань, которую человек чувствовал, что за нее не надо переходить. Вроде простота общения, но при этом никакого панибратства", - сказала она.
Председатель Союза театральных деятелей (СТД), народный артист РСФСР Александр Калягин назвал Караченцова артистом фантастического актерского обаяния, отметив его энергию и магнетизм.
"Мы потеряли Николая Караченцова. Блистательного артиста фантастического актерского обаяния, человеческого обаяния, наконец, мужского обаяния. Его сумасшедшая энергия обрушивалась и поглощала тебя, не попасть в плен этой актерской стихии было невозможно", - приводятся в пятницу слова Калягина на сайте СТД. Он отметил, что Караченцов одаривал мир своей невероятной улыбкой, от которой тот становился лучше, добрее и радостнее.
По словам Калягина, Караченцова "нельзя было не любить, и всю свою жизнь он был окружен любовью - любовью близких, родных, друзей, коллег и, конечно, миллионов зрителей". Он отметил, что артист был ему настоящим другом и очень близким человеком. "Мне с ним было хорошо на сцене и на съемочной площадке, мне с ним было хорошо в жизни. И, как бы мы все не были готовы к такому финалу, я испытываю сегодня нестерпимую боль, горечь потери дорогого мне человека", - сказал Калягин.
Последние годы артисту было тяжело, но он мужественно боролся за жизнь, и казалось, что он победит болезнь, подчеркнул Калягин. "Нам остались его роли, его фильмы, и слава Богу, они живут и будут жить, я уверен, еще очень долго", - отметил он, добавив, что Караченцов сыграл свои звездные роли на сцене "Ленкома", где "вырос в большого артиста". Глава СТД подчеркнул, что артист не только обладал особенным голосом, темпераментом и заразительностью, но и "что-то было поверх всего этого". "Раньше это называли магнетизмом", - добавил он.
"Мои соболезнования всей семье, всем родным и близким. У нас у всех большое горе. Светлая память Николаю Петровичу Караченцову. Помнить его будут очень долго, помнить с благодарностью и любовью, помнить будут родные и близкие, друзья и коллеги, бесчисленная армия почитателей его актерского дарования", - заключил Калягин.