Эксперт: школьников должны научить оценивать достоверность информации
По словам доктора педагогических наук Марины Кузнецовой, "если учитель не покажет детям, что не вся информация правильная, то создаст им проблемы, связанные с усвоением ложной информации"
МОСКВА, 29 октября. /ТАСС/. Учителя должны прививать школьникам навык перепроверки найденной в интернете информации, а также использования только проверенных источников. Об этом в понедельник заявила ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, автор учебников корпорации "Российский учебник", доктор педагогических наук Марина Кузнецова на московском фестивале "Учительская книга".
"Важно, какую мы установку даем в образовательном процессе, [необходимо] показать, что для того, чтобы работать с информацией, нужно иметь определенный запас знаний. Это важный момент в плане мотивации. Да, многое можно в интернете найти, но все-таки нужно обладать базисными знаниями, чтобы уметь оценивать ее достоверность", - считает Кузнецова. Она подчеркнула, что если учитель не покажет детям, что не вся информация правильная, то создаст им проблемы, связанные с усвоением ложной информации.
"Сегодня дети приходят в школу с ощущением, что ничего знать уже не нужно, так как все можно найти интернете легким нажатием нескольких клавиш, Но сама работа с информацией требует хорошо развитого мышления, потому что интернет - это хаос, там много непроверенной, неподтвержденной информации. В этом легко убедиться, когда ты видишь результат запроса и понимаешь, что здесь ошибка, больше ты на этот сайт не зайдешь. Но это ты, взрослый, а ребенок все воспринимает с чистого листа", - объяснила свою точку зрения эксперт.
Она отметила, что в своей практике много раз сталкивалась с тем, что родители начинают доказывать ненужность словарей, потому что "проверка грамотности есть в любом сервисе, он подчеркнет и ребенок увидит ошибку". "Но есть много сложных случаев, и ни одна подсказка не поможет", - отметила Кузнецова.
В свою очередь старший научный сотрудник Центра начального общего образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, автор учебников корпорации "Российский учебник", кандидат педагогических наук Оксана Рыдзе сказала, что работа со словарями очень важна. "Ребенок должен понимать, к какому словарю обращаться, он должен выработать в себе привычку к словарю, знать, какой словарь ему поможет. Это кропотливый труд, но это опыт использования достоверной информации, который поможет в будущем", - считает Рыдзе.
Информационная грамотность
По мнению Рыдзе, в современном мире необходимо формировать у детей информационную грамотность. "Информация, которую они получают, должна быть правильно организована в понимании детей. Под информационной грамотностью надо учить ребенка организовывать информацию, это основная цель и установка. Потому что если ребенок может организовать информацию, он может ее найти, правильно выстроить и применить для того, чтобы сделать вывод", - отметила эксперт.
Она также добавила, что сегодня во всей стране меняется система организации информации. "На современном этапе мы все чаще видим, как текстовая информация заменяется инфографикой, и этого становится все больше: она расположена не только на указателях, но и на полу, подсветке", - подчеркнула Рыдзе. Она пояснила, что все это делается для удобства. "Однако, важно желание понять эту структуру, готовность расширять свое информационное поле, готовность к новой организации данных", - заключила Рыдзе.
О фестивале
Фестиваль "Учительская книга" проходит с 27 октября по 30 октября в Московском педагогическом государственном университете. В рамках фестиваля проходят лекции и семинары, встречи учителей с авторами учебников. В течение всего фестиваля работает выставка-ярмарка учебно- методической литературы.