МОСКВА, 1 ноября. /ТАСС/. Большинство россиян уверены, что информация, размещаемая ими в соцсетях, используется третьими лицами. Граждане относятся к этому в целом негативно, но считают, что реальной угрозы им самим это не несет. Такие выводы содержатся в исследовании Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), подготовленном совместно с проектным офисом по реализации национальной программы "Цифровая экономика" Аналитического центра при правительстве РФ.
"В обществе доминирует мнение, что информация о пользователях используется третьими лицами (55%), при этом только 18% пользователей социальных сетей в высокой степени уверены в этом. Обратного мнения придерживаются 34% респондентов (доля ответов "определенно не используется" - 14%)", - говорится в опубликованных в четверг материалах ВЦИОМ.
В целом, почти две трети россиян (62%) пользуются социальными сетями с той или иной периодичностью, сообщает ВЦИОМ. Так, 41% опрошенных заходят в соцсети ежедневно, 14% - несколько раз в неделю, еще 4% - несколько раз в месяц. Молодежь (18 - 24 года) - основной пользователь социальных сетей, доля этой категории граждан составляет 82% (среди 60 лет+ - 15%).
Две трети опрошенных (67%) размещают фотографии и видео на своих страничках в социальных сетях. Более половины респондентов (56%) комментируют посты, фото и видео других пользователей. Оставляют информацию о своих увлечениях и хобби 30% пользователей социальных сетей. Наконец, 23% участников опроса публикуют собственные тексты и посты в социальных сетях.
Согласно данным опроса, отношение к использованию данных в социальных сетях третьими лицами преимущественно негативное (55%). Отрицательно пользователи относятся к использованию своих данных операторами самих социальных сетей (60%). При этом каждый второй (52%) считает, что использование персональных данных третьими лицами не несет никакой угрозы.
Защита данных
Предоставление пользователям возможности разрешать или запрещать доступ третьим лицам к той или иной личной информации 77% опрошенных рассматривают скорее "как формальную меру, которая не может полностью обезопасить личные данные".
Руководитель проектного офиса по реализации национальной программы "Цифровая экономика" Владимир Месропян полагает, что в цифровой экономике появляется понятие "цифровой двойник". "У каждого из нас есть свой "двойник", и по этому поводу идет дискуссия о том, кому должны принадлежать данные, которые мы выкладываем в социальные сети и на различные ресурсы в интернете", - отметил он.
По его словам, ответ на этот вопрос нужно дать при принятии соответствующего законопроекта в национальной программе "Цифровая экономика РФ", который в равной степени должен учитывать интересы как граждан, так и бизнес-сообщества. "И если предприниматели хотят использовать данные для развития своих сервисов и получения дополнительной прибыли, то люди заинтересованы в том, чтобы никакое третье лицо не смогло использовать их личную информацию во вред", - добавил он.
Инициативный опрос ВЦИОМ - "Спутник" проводился 24-25 сентября 2018 года. В опросе приняли участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса - телефонное интервью 3,2 тыс. респондентов. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 1,8%.