МОСКВА, 13 ноября. /ТАСС/. Высшая школа экономики предложила ввести независимую оценку качества знаний студентов, которая позволит отследить, в какой степени учащимся удалось освоить те или иные предметы за время обучения в университете, а также обеспечит единое образовательное пространство. Об этом во вторник сообщил ТАСС проректор ВШЭ Сергей Рощин.
Ранее глава Рособорнадзора Сергей Кравцов на парламентских слушаниях, посвященных совершенствованию системы лицензирования и аккредитации российских вузов, рассказал о наиболее обсуждаемых изменениях действующей системы. В частности, при аккредитации предлагается учитывать результаты оценки качества образования.
"Мы предлагаем вернуться к независимой оценке качества знаний студентов по некоторому ядру тех дисциплин, которые соответствуют каждому соответствующему образовательному направлению или группе направлений", - сказал ТАСС Рощин, добавив, что введение такой оценки позволит отследить результаты той или иной образовательной программы вуза.
По мнению Рощина, технологию проведения независимой оценки качества должно разработать профессиональное сообщество вместе с органами государственного регулирования образования.
"Я не предлагаю технологию, а говорю в предположительном ключе. Например, у нас есть федеральные учебно-методические объединения по укрупненным группам направлений специальностей, которые сейчас являются держателями и разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов. Они сформированы по каждой укрупненной группе направлений и могли бы выступить такими кристаллообразующими элементами этой системы, разрабатывая системы оценки так, чтобы к ним было доверие со стороны профессионального, вузовского сообщества и так далее", - сказал он.
"Но это нужно обсуждать в более широком варианте. Когда мы будем иметь такую систему, то мы сможем проверять эти знания", - отметил Рощин.
Первый опыт и единое пространство
Рощин напомнил, что два года назад проводился эксперимент по разработке подобной системы оценки качества.
"Две ассоциации - Ассоциация юристов России по праву и Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента - вместе с Рособрнадзором разработали такие системы оценки и провели на 15 вузах очень разного качества и разного статуса такой эксперимент. Он показал, что это весьма интересно, потому что мы сумели сопоставить базовые знания по трем-четырем предметам по праву и, соответственно, экономике в очень разных университетах", - добавил проректор ВШЭ.
Кроме того, по словам проректора, создание независимой оценки студентов поможет обеспечить единое образовательное пространство.
"С каким образовательным результатом выходят те или иные студенты, в принципе неизвестно. В этом смысле у нас появляется система оценивания, которая как раз делает систему образования единой. Она может быть применена к разным университетам: ведущим или не ведущим, федеральным и так далее. И тогда видно, кто чего стоит", - пояснил проректор.