22 ноября 2018, 08:00
Статья

Ольга Абукова, передвигающаяся на коляске, рассказывает, удобны ли пандусы в подземных переходах, удается ли ей ходить в Большой театр и почему автобусы она предпочитает метро

Ольга Абукова. Михаил Метцель/ ТАСС
Ольга Абукова

"А вы в киноклуб "Эльдар" ходите? А в галерее Глазунова были? А, вам не-ког-да! — говорит Ольга Тимофеевна Абукова. — Мы, инвалиды, живем гораздо интереснее здоровых. Вы же как белки в колесе — с работы, на работу… А перед нами все музеи открыты".

Ольга Тимофеевна — председатель Общества инвалидов Обручевского района Москвы. Множество проблем со здоровьем и пять операций привели к тому, что уже девять лет она не может ходить. По дому передвигается на костылях ("ползаю", как говорит она о себе), а на улице — в коляске.

Колясок у Ольги Тимофеевны две: одна простая, другая с электроприводом. Простая — легкая. С ней можно и на машине за рулем ездить, и в метро спускаться, обращаясь за помощью в Центр обеспечения мобильности пассажиров. Но у Абуковой не очень хорошо работают руки, поэтому она предпочитает электроколяску. "Бывают коляски навороченные, с прибамбасами, — говорит она. — У меня попроще и полегче". Но весит все равно больше 60 кг. В метро с такой не спустишься — слишком тяжелая, в машину она тоже не влезает. Так что по Москве женщина передвигается наземным транспортом.

Абукова любит независимость. Она живет в новом доме на юго-западе Москвы и говорит, что в нем все продумано: и широкие лифты, и пандус у подъезда. Каждое утро Ольга Тимофеевна едет на работу. Самостоятельно добирается до остановки. Встает так, чтобы водители троллейбусов и автобусов из кабин видели, что она в коляске и планирует сесть в транспорт. Водитель выходит и откидывает в дверях складной пандус. По нему заезжает коляска. А когда надо выйти, повторяется то же самое. "Водители очень любезные, — говорит Абукова. — Если людей в автобусе много, просят их подвинуться, предупреждают, что заедет коляска".

На работе к Ольге Тимофеевне приходят люди с инвалидностью, живущие в этом районе. Кто-то рассказывает о недостатках среды, а кто-то хочет сходить в какой-то музей или театр. С этим проблем нет — Абукова говорит, что принимают их везде и с удовольствием. "В первый раз я ехала в Большой театр с подругой, она тоже в коляске, — рассказывает Ольга Тимофеевна. — Я позвонила, сказала им: "Мы красивые женщины, мы красиво одеты, вашим зрителям не будет рядом с нами дискомфортно".

Все-таки в России люди с инвалидностью еще не привыкли к тому, что их активная жизнь — это норма, а не "обременение" для здоровых.

По словам Абуковой, в Большом театре все продумано: есть провожатый и ряд со стульями, которые можно убрать, чтобы поставить туда кресла. Еще ей нравится в "Зарядье" — концертный зал отличный, туалеты удобные, с поручнями, широкими дверями и крючками, на которые можно повесить костыли. В "Зарядье" Ольга Тимофеевна была перед открытием в составе экспертной группы: давала отзыв — насколько комфортно там людям с ограниченными возможностями.  

Как говорит Ольга Тимофеевна, все это не значит, что Москва удобна и доступна для всех людей с инвалидностью. Например, пандусами в подземных переходах она не пользуется — для колясок они неудобны. И иногда приходится ехать прямо по дороге вместе с автомобилями. "Если я не успеваю, пропускают, не сигналят, — говорит она. — А я заканчиваю, поворачиваюсь к ним и киваю головой: "Спасибо!" В старых домах нет пандусов, и многие люди не могут просто выйти из дома. На дорогах встречаются неровности, и человек в обычной, легкой коляске вполне может там упасть — у друзей Ольги Тимофеевны такое бывало. Слишком высоких бордюров довольно много. "Если я вижу, что не преодолею бордюр, то спрашиваю прохожего: "Вы не могли бы мне помочь?" Некоторые говорят: "Нет, не могу". Я не осуждаю: может, у него спина болит, — говорит Абукова. — А если мне помогает молодой человек, говорю: "Передайте "спасибо" родителям за то, что хорошо вас воспитали".

"Одна женщина мне как-то сказала: "Это у вас все доступно, а вот езжайте за МКАД, посмотрите, как там", — говорит Ольга Тимофеевна. И все-таки она уверена: за те несколько лет, что она передвигается на коляске, жизнь в Москве для людей с инвалидностью стала значительно удобнее. Главное — что с этим работают и будут работать дальше. Впрочем, сама она, кажется, не жаловалась бы, даже если б это было не так. "Люди всегда чем-то недовольны. Все зависит от человека", — говорит Абукова. Сама она в своей повседневной жизни довольна практически всем.

Бэлла Волкова