Все новости

Родственники Александра Бенуа пытаются оспорить права на "Болеро" Мориса Равеля

Произведение было написано и впервые исполнено в 1928 году, а в 2016 году, согласно французскому законодательству, оно перешло в сферу общественных прав

ПАРИЖ, 20 ноября. /ТАСС/. Наследники российского художника Александа Бенуа (1870-1960) инициировали судебное разбирательство против французского Общества музыкальных авторов, композиторов и издателей (Sacem), организации, занимающейся вопросами об авторских правах. Как сообщили во вторник радиостанция France Info и агентство Agence France-Presse, пять родственников Бенуа пытаются оспорить в суде города Нантерра обоснованность передачи по решению Sacem в сферу владения общественности авторских прав на самое знаменитое произведение Мориса Равеля - "Болеро".

Они утверждают, что следует рассматривать их предка Александра Бенуа как соавтора Равеля, так как именно он подал идею композитору, с которым активно сотрудничал во Франции, написать подобное произведение для одного из балетных номеров российской танцовщицы Иды Рубинштейн. Декорация и костюмы к балету также были созданы Бенуа.

"Болеро" было написано и впервые исполнено в 1928 году, а в 2016 году, согласно срокам, установленным французским законодательством, произведение перешло в сферу общественных прав на произведения искусства. Это позволяет теперь исполнять его, транслировать и публиковать его партитуру без выплаты отчислений по авторским правам.

В случае признания соавторства Бенуа произведение будет вновь возвращено в сферу личных авторских прав и покинет ее только в 2038 году, что сулит правонаследникам крупные выплаты.

Творческое сотрудничество

Родственники российского художника, в частности его праправнук Франсуа Черкессофф, заявили агентству АФП, что "Болеро" - "это произведение, созданное на основе подлинного творческого сотрудничества Бенуа и Равеля". Согласно их мнению, "существуют достаточно много доказательств, совместно указывающих на причастность Александра Бенуа к созданию балета". И что "принятое ранее решение Sacem по данному вопросу является необъективным".

Эта организация в предыдущие году уже дважды отказалась признавать соавторство художника, отвечая на требования родственников Равеля и Бенуа. В частности, приведя в доказательство афишу тех лет, на которой Бенуа был указан только как художник-оформитель спектакля. Эксперты Sacem уже подчеркнули в двух своих прежних решениях, что "не существует ни одного прямого доказательства, подтверждающего подобное сотрудничество" двух мэтров, или "существования какого-либо контракта между ними".

Черкессофф, однако, ранее утверждал, что существуют "исторические документы", доказывающее противоположное. В частности, он привел опубликованную 21 ноября 1928 года в газете Le Figaro статью генерального секретаря парижской Оперы Луи Лалуа, в которой тот писал, что Бенуа является "автором" трех балетных спектаклей, в том числе и "Болеро".

В связи с возникшим конфликтом радиостанция France Info подчеркнула, что, в соответствии с имеющимися юридическими данными, случаи обратного возврата в сферу личных авторских прав выведенного ранее из нее произведения "являются во Франции крайне редкими". По мнению радиостанции, как наследники Бенуа, инициировавшие третий в истории данных разбирательств иск, так и поддерживающие их в этой инициативе наследники Равеля имеют крайне мало шансов одержать победу в суде.