МОСКВА, 27 ноября. /ТАСС/. Университеты и научные организации должны получить большую свободу в формировании программы обучения в аспирантуре, то есть самостоятельно формировать объем теоретических и практических заданий; это позволит сделать обучение для аспирантов более эффективным. Такое мнение высказал во вторник на заседании президиума Российской академии наук вице-президент РАН Алексей Хохлов.
"Какие изменения необходимы, чтобы реализовать эту научную аспирантуру в рамках системы высшего образования? [Научным сообществом] обсуждались, например, широкая вариативность, возможность организацией выбора своей оптимальной системы реализации программы аспирантуры. Формы и объем практических и теоретических занятий в аспирантуре должны устанавливаться в большей степени самой организацией, и в меньшей - быть завязанными на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)", - сказал Хохлов.
Он добавил, что стандарты "должны быть максимально широкими и давать возможность научным организациям варьировать объем образовательных и практических занятий".
"Это все вполне возможно. ФГОС - документы Минобрнауки РФ, и изменять их гораздо проще, чем, например, вносить изменения в законы", - сказал Хохлов, напомнив, что ранее Минобрнауки отказалось изменять закон "Об образовании" в связи с необходимостью реформирования аспирантуры.
Ранее Минобрнауки РФ предложило ввести гранты на обучение в так называемой научной аспирантуре, предоставляемые на конкурсной основе. Заявку на обучение в научной аспирантуре должны подавать совместно аспирант и его научный руководитель, а обучение должно завершаться защитой диссертации. Стипендия учащихся при этом составит 100% от средней зарплаты в РФ, то есть 39-40 тыс. рублей. Эти меры, как считают в министерстве, могли бы решить проблему низкого числа защищенных диссертаций на соискание степени кандидата наук.
В аспирантурах университетов и академических институтов России обучаются около 90 тыс. человек. При этом из заявленных диссертационных работ они защищают 12%, что считается достаточно низким показателем. Согласно нацпроекту "Наука", число аспирантов, успешно защитивших диссертационную работу и выбравших карьеру исследователя или преподавателя, к 2024 году должно вырасти не менее чем в 1,25 раза. Не менее чем в 2,1 раза планируется увеличить долю аспирантов, представивших к защите диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.