МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Госдума в четверг приняла в первом чтении правительственный законопроект о совершенствовании системы технического осмотра автомобилей, направленный на борьбу с мошенничеством с диагностическими картами.
"Инициатива направлена на противодействие практике оформления диагностических карт без реального проведения процедуры ТО", - сказал на пленарном заседании замминистра экономического развития РФ Савва Шипов. Он напомнил, что "ситуация в этой сфере не очень хорошая". "Статистика разнится, но понятно, что много таких случаев, когда транспортное средство не проходит реальный техосмотр", - констатировал чиновник. Он также отметил, что, по данным ГИБДД, количество ДТП из-за технических неисправностей автомобилей растет.
Законопроектом предусматривается фото- и видеофиксация процедуры техосмотра, "что позволит достоверно установить факт проведения ТО", говорится в пояснительной записке. Кроме того, вводится государственный контроль за соблюдением операторами техосмотра установленных требований к его проведению.
Предполагается, что диагностическая карта, необходимая для получения полиса ОСАГО, будет формироваться по результатам ТО "только в электронном виде в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО) и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта". "Это должно исключить возможность выдачи поддельных диагностических карт", - подчеркивают в профильном думском комитете по транспорту и строительству.
Предлагается разделить контроль за соблюдением операторами техосмотра требований аккредитации, оставив его в компетенции Российского союза автостраховщиков (РСА), и контроль за соблюдением установленных правил проведения технического осмотра, установив в этой части государственный надзор, который будет осуществляться МВД России. РСА будет также отвечать за "постоянное наблюдение за соблюдением операторами техосмотра отдельных требований законодательства" в соответствующей сфере. В случае выявления нарушений, относящихся к компетенции профильного ведомства, РСА будет обязан информировать его об этом. Устанавливается переходный период для вступления в силу новых норм в один год.
11 декабря были приняты в первом чтении сопутствующие проекты законов, направленных на борьбу с выдачей фальшивых диагностических карт техосмотра автомобиля без его реального проведения. Так, за оформление фальшивой карты без техосмотра предусматривается штраф для должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, для юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. Управление машиной без диагностической карты повлечет штрафные санкции для водителя в размере 2 тыс. рублей. Вторым законопроектом вводится уголовная ответственность за осуществление деятельности по проведению ТО без аккредитации оператора технического осмотра.
Позиция профильного комитета Госдумы
Профильный думский комитет по транспорту и строительству поддержал законопроект, но высказал к нему ряд замечаний. "На наш взгляд, положения законопроекта, касающиеся диагностической карты, сформулированы неконкретно и нечетко, - сказал на заседании председатель комитета единоросс Евгений Москвичев. - Также мы считаем, что по передвижным станциям и диагностическим линиям надо посмотреть, какого они качества и как они сегодня сертифицированы".
Он также отметил, что на заседании прозвучала статистика ДТП из-за технеисправности автомобилей, которую ранее ни МВД, ни ГИБДД никогда не предоставляли. "Получается, когда техосмотр был у них, они ее не вели", - констатировал политик. "На наш взгляд, надо все-таки в законопроекте посмотреть и определиться, как во время ДТП статистика считается и как фиксируется протокол", - добавил глава комитета.
"Нам кажется, что очень много функций отдается сегодня Российскому союзу автостраховщиков, который начинает, судя по законопроекту, управлять процессами, которые, я считаю, должны выполнять государственные органы исполнительной власти", - подчеркнул Москвичев.
Кроме того, по мнению депутата, Министерство промышленности и торговли РФ должно "сертифицировать все станции, написать им требования, чтобы люди понимали, как проводится ТО". "Мы все-таки думаем, что для профессионального транспорта и для транспорта, который занимается коммерцией, надо требования усилить, а что касается физических лиц, надо посмотреть, чтобы мы не вернулись к 2011 году, к огромным очередям на прохождение техосмотра", - заключил он.