Все новости
Обновлено 

Администрация президента поддерживает принятие в I чтении пакета Клишаса

Представитель президента в Госдуме Гарри Минх отметил, что инициатива вызвала большой интерес

МОСКВА, 24 января. /ТАСС/. Администрация президента РФ поддерживает принятие в первом чтении Госдумой пакета резонансных законопроектов, которые направлены на борьбу с недостоверной общественно значимой информацией (так называемыми фейковыми новостями) и оскорблением общества и государственных символов РФ.

"В администрации президента вопрос, безусловно, тоже вызвал большой интерес, тема исключительно важная", - сказал на пленарном заседании в четверг полномочный представитель главы государства в Госдуме Гарри Минх. "Мы концептуально, безусловно, поддерживаем", - подтвердил он.

Полпред президента обратил внимание, что "концептуальная направленность законопроектов, которые рассматриваются… тематически и информационно взаимосвязанные". "Мы все внимательно рассматривали и полагаем, что эти отношения, безусловно, требуют своей регламентации, - отметил он. - Потому что те примеры, которые приводят как сторонники, так и противники изложенных авторами законопроектов подходов, требуют своей регламентации".

"Поэтому даже те, кто возражает против регулирования этих отношений, понимают, что проблема, по крайней мере в их изложении, состоит в том, что не удовлетворяют предложенные формулировки, - констатировал Минх. - Это означает, что они требуют доработки, а не то, что их нужно отвергать". Чиновник напомнил, что доработка законопроектов возможна только ко второму чтению.

Проблемы, которые возникают из-за неурегулированности данных общественных отношений, "носят крайне острый характер", продолжил представитель президента. "Это не просто какие-то точечные так называемые фейковые новости или высказывание неуважения. Речь идет о проблемах, которые затрагивают важнейшие сферы общественных отношений", - подчеркнул он.

В этом контексте Минх напомнил, что "здесь нет никаких ни цензуры, ни противоречия Конституции, потому что права и свободы могут быть ограничены в конституционно значимых целях". А в законопроектах речь идет именно о таковых, заключил он.

Суть законопроектов

Законопроекты о запрете распространения недостоверной общественно значимой информации и об ограничении доступа к материалам, в неприличной форме оскорбляющим государство и государственные символы, были внесены в Госдуму 12 декабря. Авторами обеих инициатив выступили глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, его первый заместитель Людмила Бокова и депутат Госдумы Дмитрий Вяткин, позднее к ним присоединилась еще группа парламентариев.

Первым законопроектом предлагается запретить публикацию в СМИ и интернете "недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу жизни и здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности, прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, наступления иных тяжких последствий". Второй документ позволяет блокировать материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц, "выражающие в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ и органам, осуществляющим государственную власть в РФ".

Поправки в КоАП устанавливают административную ответственность вплоть до ареста на 15 суток за распространение в интернете информации, оскорбляющей общество, государственные символы и институты власти РФ, а также штрафы до 1 млн рублей за публикацию фейк-ньюс.

Как подчеркивал ранее Клишас, конструктивная критика действий государственной власти не попадет под действие его законопроекта. Назвав критику необходимой и "частью политического процесса", он подтверждал, что она может выражаться "практически в любой форме, кроме очевидно оскорбительной формы". Отвечая на вопрос журналистов, как на деле отличить оскорбление от критики, сенатор пояснил, что последняя должна содержать некое "позитивное предложение".

Клишас также обращал внимание, что предлагает на порядок более мягкие санкции по сравнению с теми, что зафиксированы в законодательстве стран Европы. В качестве примера он приводил уголовный кодекс Германии, предусматривающий лишение свободы на срок от пяти месяцев до трех лет за оскорбление президента, уголовный кодекс Франции, содержащий положение о штрафе в €7,5 тыс. за публичное оскорбление государственного флага, законодательство Италии, где оскорбление президента карается лишением свободы на срок от одного до пяти лет.