4 февраля 2019, 13:00
Статья

Смогут ли россияне заработать на продаже своих персональных данных

ТАСС — о том, насколько реально будущее, в котором компании станут платить потребителям за личную информацию
Николай Галкин/ ТАСС

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предложил поправки в закон "Об информации", согласно которым россияне смогут управлять своими персональными данными и получать вознаграждение за то, что компании используют их в коммерческих целях. Бизнес, согласно данным исследования фонда, готов тратить на доступ к базам с такой информацией от 15 до 60 тыс. рублей в год, а значит должен появиться рынок, где все участники будут получать выгоду. Рассказываем, как сейчас наши данные попадают к продавцам, какие компании уже платят за них клиентам и насколько реально будущее, где мы сможем подзаработать, позволив коммерсантам знать о нас больше личного.

Анкеты, тесты и другие способы передачи персональных данных

Компании обычно получают персональные данные попутно с продажей товаров и услуг. Вы заполняете заявку на кредит в банке — указываете паспортные данные, номер телефона, адрес, место работы, уровень дохода. Получаете клиентскую карту в супермаркете — пишете в анкете фамилию, имя, номер телефона, почту, домашний адрес. Регистрируетесь на сайте интернет-магазина — указываете почту и номер телефона.

Еще вы передаете данные, например, когда проходите в соцсетях развлекательные тесты вроде "Какой вы персонаж из Гарри Поттера?". Приложение, как правило, запрашивает у вас доступ к фамилии и имени, дате рождения, списку друзей, фотографиям, постам на стене, геометкам.

Одна фирма свободно может передать сведения о вас другой фирме, если они состоят в одной группе компаний. Коммерсанты перепродают друг другу базы нелегально или вполне легально, если вы, подписывая разрешение на передачу данных этой компании, разрешили еще и передавать сведения третьим лицам. А еще иногда базы с персональными данными "утекают" из компаний: менеджер может продать их конкурентам, хакеры находят уязвимости в защитах и "уводят" информацию. Вдобавок есть информационные брокеры — компании, которые специализируются на сборе и последующей продаже бизнесу персональных данных, они собирают их во всех доступных источниках.

Обычно бизнесу нужны наши досье, чтобы предлагать товары и услуги через рассылки. Адресная реклама для целевой аудитории в соцсетях эффективнее баннеров, "вcплывающих" у всех. Еще один интерес — анализ сведений о клиентах, например, потребительских предпочтений, поведения в социальных сетях, это впоследствии помогает в продвижении товаров и услуг.

Сегодня не все россияне понимают, что передают информацию о себе в некую базу, когда заполняют заявку на кредит или развлекаются в соцсетях. Осенью 2018 года социологи ВЦИОМ исследовали, как люди оценивают использование третьими лицами их персональных данных в соцсетях. По результатам опроса, 34% россиян не уверены в том, что кто-то собирает сведения о них. Большинство — 55% опрошенных — знают, что так происходит. Из этой группы респондентов 55% относятся к факту негативно, а 36% сообщили, что им безразлично.

Управлять и зарабатывать

Инициатива ФРИИ — разрешить свободный, легальный оборот персональных данных и "деперсолизированных данных".

Граждане смогут получать от обработчиков своих данных полную информацию о том, какими сведениями располагает тот или иной обработчик, а затем, обладая этой информацией, предложить другим заинтересованным обработчикам купить у него эти данные.

"Это не фокус законопроекта, — говорит Александра Орехович, директор по правовым инициативам ФРИИ. — Цель — дать возможность гражданину контролировать информацию, которые он передает бизнесу, а также запрашивать копию собственных данных у него. Но, как следствие, если в законе появится эта возможность, пользователь гипотетически сможет в том числе и передавать свои данные, в том числе за вознаграждение".

Законопроект также предусматривает введение свободного оборота “деперсонализированных данных".

"Деперсолизированные данные", по словам Орехович, — это данные, которые не позволяют даже при наличии дополнительной информации определить, к какому человеку они относятся.

По мнению Павла Новожилова, ведущего консультанта "Центра информационной безопасности компании "Инфосистемы Джет", покупать такую информацию станут прежде всего крупные компании для аналитики Big Data.

"Потребители передают информацию, скажем, о том, какими гаджетами они пользуются, — приводит он пример. — По этим данным можно понять, что конкретный гаджет с определенными характеристиками пользуется популярностью. Компания, которая занимается продажей техники, получив эти сведения, может предложить какие-то скидки, дополнительные опции клиентам".

Иначе — то, что предлагает ФРИИ, — это не площадка, где россияне смогут обменивать персональные данные на деньги. Но, по мнениям экспертов, на рынке периодически могут появляться подобные предложения. Примеры, где компании покупают у потребителей личную информацию, уже существуют.

Сколько стоят сообщения в мессенджере

"В январе стало известно, что Facebook на протяжении трех лет платил пользователям за сбор их личных данных. Владельцы смартфонов могли установить приложение, которое получало доступ к истории браузера, фотографиям, видео, геолокации, сообщениям в соцсетях и мессенджерах. Плата за личные сведения — $20 в месяц.

"Что поразительно в этой истории — ценник на личные данные человека, — говорит Алексей Федоров, глава представительства Avast в России и СНГ. — Если бы незнакомец подошел к вам на улице и предложил платить чуть меньше 1,5 тыс. рублей каждый месяц в обмен на постоянный доступ к вашему телефону, вы бы согласились? Многие люди не осознают последствий беспечного отношения к приватности. Наше собственное исследование показало, что менее половины опрошенных (47%) согласились с тем, что конфиденциальность является правом человека".

По его мнению, в ближайшем будущем сервисы, где можно продать персональные данные компаниям, не получат развития.

"Сейчас большую часть информации можно получить из общедоступных источников, где люди сами оставляют сведения о себе, в том числе и предпочтения в той или иной сфере. Такая информация как раз и необходима большинству компаний". Вдобавок сейчас достаточно легко купить клиентскую базу. "Суммы могут варьироваться от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей — столько стоит база VIP-клиентов", — уточняет Павел Новожилов.

Получив предложение от компании предоставить личные данные в обмен на вознаграждение, стоит понимать риски. 

"Телекоммуникационные компании T-Mobile и AT&T продавали доступ к геолокационным данным своих клиентов так называемым "агрегаторам местоположения", которые затем продают их конкретным клиентам, — продолжает Алексей Федоров. — Так, сервисы по оказанию помощи на дорогах могут находить застрявшие машины. Но в результате цепочки поставок данные о текущем местоположении пользователей "утекли" в руки охотников за головами". Эксперт напоминает, что недавно клиенты Сбербанка столкнулись с мошенниками, которые звонили с номеров банка и владели личной информацией. Ранее ТАСС подробно рассказывал о том, насколько часто происходят утечки персональных данных и как информацию могут использовать против вас, читайте об этом здесь.

Анастасия Степанова