Все новости

В клиники Подмосковья в мае могут внедрить приложение для реабилитации детей с аутизмом

Предполагается, что интерактивное обучающее пособие с технологией дополненной реальности поможет развить навыки коммуникации и сформировать правильную модель поведения у детей с особенностями развития

МОСКВА, 2 апреля. /Корр. ТАСС Варвара Моссаковская, Ангелина Корзун/. Первое приложение российских разработчиков для помощи в реабилитации детей с ментальными нарушениями AR Tutor станет доступно для пациентов 10 реабилитационных центров Подмосковья к середине мая. В будущем его планируют сделать общедоступным.

"У нас на территории Московской области есть 10 реабилитационных центров, 35 отделений, мы будем первым регионом, который начнет внедрять программу в наших реабилитационных центрах. Мы соберем людей, которые там работают, и объясним, как работать с приложением. Чтобы в этих центрах мамы с детишками могли осваивать это", - сказала министр социального развития региона Ирина Плещева на презентации платформы.

Интерактивное обучающее пособие с технологией дополненной реальности в будущем, как ожидается, будет доступно на IOS и Android. Во время работы с ним у детей активизируются все каналы восприятия информации - визуальный, аудиальный и кинестетический, связанный с манипуляциями смартфоном и тактильными ощущениями. С помощью технологий виртуальной реальности приложение помогает развить навыки коммуникации и сформировать правильную модель поведения у детей с особенностями развития.

"Когда вы наводите приложение на картинку, на ней описаны разные истории. Например, как играть, как открывать дверь, держать ложку, или что такое кипяток. Картинка "оживает" и проигрывается ролик, каким образом открыть дверь, и ребенок воспринимает информацию намного лучше. Получается, он учится открывать дверь через ролик, где такой же ребенок показывает, как это делать", - пояснила механизм работы Плещева, напомнив, что в Подмосковье живут порядка 3 тыс. детей с аутизмом, которым эта платформа может помочь.

Как отмечают разработчики, приложение прошло тестирование в фокус-группах ведущих российских центров и показало высокие результаты среди более 1 тыс. испытуемых. "Эти инструменты - не плод нашего воображения, это то, что было сделано в тесном сотрудничестве с Российской академией наук, с Игорем Леонидовичем Шпицбергом (руководитель центра реабилитации инвалидов детства "Наш солнечный мир" - прим. ТАСС), всеми специалистами из этой области. Мы всех постарались выслушать и отобразили в своем продукте все те замечания, которые нам были сделаны", - поделился он.

Шпицберг на презентации обратил внимание на то, что детей с аутизмом обычно сложно чем-то увлечь и помочь сконцентрироваться, однако им интересно играть с гаджетами, поэтому разработчики использовали это преимущество. "И важно помнить, что мир не делится на людей с синдромом Дауна, аутизмом или с церебральным параличом. Мир состоит из простых людей, каждый человек разный, имеет право развиваться и полноценно жить, и наша задача дать им эту возможность", - подчеркнул он.

Характеристики приложения

По словам российского нейрофизиолога, академика РАН Любомира Афтонаса, приложение "очень персонифицировано": оно определяет уровень развития ребенка и позже уделяет внимание тем аспектам, которые требуют этого больше всего. "Мы обсуждали, каким образом донести трансляцию этого продукта до медицинского сообщества, чтобы он стал неким стандартом, неким эталоном работы с пациентами, поскольку речь идет о постоянно развивающемся тьюторе, который сопровождает ребенка до его фазы взросления, и будет сопровождать уже далее более взрослого человека для того, чтобы помогать ему в различных ситуациях. Это три ключевых сферы - нарушена сенсорная интеграция, внутренний мир, который совершенно по-другому устроен, и особенности коммуникации. Этот тьютор будет обрастать современными технологиями, будет незаметно ассистировать, но реально помогать", - сказал академик.

Козловский пояснил, что бесплатное приложение будет работать в офлайн, требуется только зарегистрироваться. Согласно рекомендациям специалиста, время использования приложения зависит от индивидуальных потребностей ребенка (от 15 минут до часа). "Мы поставили для себя планку - если сможем помочь хотя бы 10%, это будет победой", - подчеркнул автор идеи.

Президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль в свою очередь отметил значимость новых разработок в этой области. "Для того, чтобы понять глубину этой проблемы, надо, конечно же, иметь таких детей, потому что это абсолютно нестандартные дети. <...> Сегодня идет презентация интересной методики, которая, вероятно, позволит достичь лучших результатов", - сказал он.

2 апреля, начиная с 2007 года, согласно резолюции Генассамблеи ООН, отмечается День распространения информации об аутизме. В этот день по всему миру проводятся мероприятия для привлечения внимания к проблемам людей с этим заболеванием и их семей.

Теги