17 апреля 2019, 06:16

Кузница кадров. Чем гордятся и к чему стремятся в лучших школах России

Юрий Белинский/ ТАСС

Рейтинговое агентство RAEX опубликовало списки лучших школ по каждому федеральному округу, в перечень попали 160 образовательных учреждений

ТАСС, 17 апреля. Сотрудничество с вузами, поддержка учеников и увлеченность педагогов позволяют российским школам достигать лучших показателей в обучении детей. Об этом ТАСС рассказали выпускники и руководители школ, лидирующих в рейтинге RAEX.

Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) впервые опубликовало в 2019 году по каждому федеральному округу списки лучших школ, отправляющих наибольшее количество выпускников в ведущие вузы. В перечне отражены 160 образовательных учреждений - по 20 в каждом округе.

Есть чем гордиться

В рейтинге - разные и по возрасту, и по направлениям работы учебные заведения. Одни школы уже принимают внуков своих первых учеников, другие - своих же выпускников, но в новом статусе. В президентский физико-математический лицей № 239 города Санкт-Петербурга многие выпускники вернулись, чтобы стать учителями.

"У нас гигантские традиции: мы почти 60 лет углубленно преподаем математику. У нас преподают выращенные нами же кадры, больше половины - наши выпускники. Также много университетских людей. У нас очень хорошая внешкольная жизнь, сильный корпоративный дух, сильный уклад. Это все очень важно", - считает директор лицея Максим Пратусевич.

Гордятся своими кадрами и в республиканском лицее-интернате Якутска. Директор Иван Шамаев считает, что в лицее собран коллектив увлеченных педагогов, именно они становятся залогом успеха. "Учителя, доска, мел и тряпка", - отметил, говоря о секрете успеха, Шамаев. Большинство классов в лицее - физико-математического направления, есть также биолого-химический и гуманитарный классы, в последнем работают два отделения - филологическое и историческое. "Мы гордимся тем, что десять выпускников гуманитарного класса являются ведущими специалистами и исследователями в сфере якутской филологии и литературы", - отметил директор.

В лицее № 2 города Нальчика в Кабардино-Балкарии успехи учеников также отдельный повод для гордости. В числе выпускников есть студент Кембриджа, основатель IT-компании, преподаватель столичного колледжа, создатель офтальмологической клиники, телекомментатор и многие другие. Принцип лицея - все должны учиться прекрасно, эта позиция делает его узнаваемым. "Вот ребята рассказывают, что в Москве, услышав, что человек окончил лицей № 2 Нальчика, одобрительно кивают - школу уже знают, но мы плотно сотрудничаем с вузами", - пояснил ТАСС директор лицея Борис Мальбахов.

В специализированном учебно-научном центре Уральского федерального университета (СУНЦ УрФУ) проходят обучение школьники из десяти регионов страны. В основе работы - идея ускоренного становления талантливых и мотивированных учащихся, не только из столичных городов, но и из малых городов и сельской местности. "Радикальное отличие от традиционного школьного подхода заключается в раннем погружении учащихся в исследовательскую среду университета и раннем профессиональном ориентировании в сфере наукоемких отраслей экономики", - сказал ТАСС директор Андрей Мартьянов.

В учреждении работают над улучшением образовательной программы. По словам старшего преподавателя кафедры химии и биологии СУНЦ УрФУ Александра Ибатуллина, с 2018 года процесс обучения был развернут в сторону повышения практических навыков. "Наши дети ставят какие-то точечные вопросы, которые ставят в неловкое положение даже преподавателей, приходится готовиться к таким вопросам отдельно, дополнительно читать самую актуальную и современную научную литературы. Для меня как для педагога это очень значимо, я расту вместе с детьми, отвечая на их вопросы", - сказал ТАСС Ибатуллин.

Поддержка и мотивация

Лучшей кузницей абитуриентов для вузов в Южном федеральном округе стал лицей № 4 в городе Таганроге Ростовской области. "У нас повышенная программа, чтобы учащиеся при поступлении в вуз не ощущали напряжения - обучаясь на первом курсе, они уже знают программу по физике, математике и информатике. Средний балл по ЕГЭ у нас - от 80 и выше <…> У наших детей огромное количество приглашений из вузов", - отметила директор лицея Ирина Киселева.

Воспитанник лицея Антон Белецкий добавляет - огромную роль играет поддержка педагогов, в частности, речь идет об участниках олимпиад. Антон недавно стал призером всероссийской олимпиады школьников по трем предметам - физике, экономики и астрономии. "Здесь есть поддержка учеников, которые едут на олимпиады. Если ты уезжаешь, то домашние задания не задают, дают тебе возможность участвовать", - рассказал он ТАСС, уточнив, что пока не знает, куда поступит учиться, "но скорее всего это либо МФТИ, либо Высшая школа экономики".

Брянский городской лицей № 1 имени А. С. Пушкина, ставший лидером рейтинга среди школ Центрального федерального округа, сотрудничает с сетью вузов и центрами поддержки одаренных детей. "У нас сложилась четкая система [работы] с одаренными детьми, в том числе при лицее работает пансион для одаренных детей из районов Брянской области, где они проживают и, соответственно, обучаются в лицее. Кроме того, мы выработали систему взаимодействия с вузами, например, дважды в год у нас проходит выездная школа МГУ им. Ломоносова, внутри лицея действует образовательный центр "Орбита-Сириус", где мы реализуем программы дополнительного образования", - рассказал ТАСС директор лицея Юрий Клюев.

В казанском лицее № 131 отмечают мотивированность детей. "Дети к нам приходят в седьмом классе, сдают вступительные экзамены. Наверное, этим во многом объясняется то, что дети мотивированы, родители мотивированы - это уже залог успешности их обучения. А второе - у нас углубленное изучение физики и математики, наверное, физико-математическое образование является таким базовым образованием, на фундаменте которого уже выстраивается все остальное", - уточнила ТАСС директор казанского лицея № 131 Альфия Хабибуллина.

Физико-математическая школа им. М. А. Лаврентьева при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ) была создана для подготовки школьников для поступления в лучшие вузы страны, отмечает директор Николай Яворский. "Для нас важнее не то, что наш выпускник поступил, а [то], чтобы он отучился хорошо. Все-таки, поступление весьма субъективная метрика, гораздо важнее поставлять стране хороших специалистов. И в первую очередь мы нацелены на это, мы никогда не стремились попадать ни в какие рейтинги, хотя, действительно, около 90% наших выпускников поступает в лучшие вузы страны", - пояснил Яворский.

Возвращение и финансы

Школы - лидеры рейтинга, как и любые другие в России, стремятся к развитию ради своих учеников. Как рассказали ТАСС в Министерстве просвещения, науки и делам молодежи КБР, лицей № 2 значится в числе ведущих школ не первый год. "Ученики лицея ежегодно становятся победителями и призерами городских, региональных, всероссийских и международных олимпиад по различным предметам", - прокомментировал руководитель министерства Ауес Кумыков.

В свою очередь в учебно-научном центре УрФУ отмечают, что нужны меры поддержки передовых школ. "Из проблем мы сталкиваемся с недостатком финансирования, требуется целый комплекс мер государственной поддержки текущей, так и финансирования программ развития, строительства новой инфраструктуры, выделение средств на содержание наших учащихся в интернате", - пояснил директор учреждения Андрей Мартьянов.

Виктор Кокшаров - ректор Уральского федерального университета, за которым закреплен СУНЦ, отметил, что получение статуса нетипового учебного заведения позволит центру перейти на собственные образовательные стандарты и получить необходимое финансирование.

"Университетские лицеи занимают особое место в системе общего образования в нашей стране. С учетом особенностей учебного процесса в одной из ведущих российских школ, специализирующейся на работе с одаренными детьми большого уральского региона, необходимо право введения собственных образовательных стандартов и программ", - пояснил ТАСС Кокшаров. 

Теги:
Россия