Федеральный перечень учебников (ФПУ) — это список учебной литературы, вокруг которого сломано немало копий за последние несколько лет. На минувшей неделе Федеральная антимонопольная служба рекомендовала Минпросвещения России устранить нарушения конкуренции при его формировании.
Что такое ФПУ
Федеральный перечень учебников для школ включает учебники, рекомендуемые к использованию при обучении. Это одобренный государством список, на основе которого региональные власти имеют право наполнять за счет госбюджета школьные библиотеки. В конце 2018 года министр просвещения России Ольга Васильева утвердила новый ФПУ, число наименований в котором было сокращено с 1370 до 863. В новый перечень вошли издания, которые прошли дополнительную экспертизу. В итоге лидерами по представленным наименованиям в федеральном перечне учебников стали издательство "Просвещение", доля которого составляет 573 наименования, и корпорация "Российский учебник" (издательство "Дрофа", издательская группа "Вентана-Граф", издательство "Астрель") — 256 наименований.
Претензии ФАС и Генпрокуратуры
Дополнительная экспертиза, которую проходили учебники в 2018 году, была проведена необоснованно, считает Федеральная антимонопольная служба и просит Минпросвещения до 31 мая вернуть исключенные издания.
"Министерство ведет совместную работу с ФАС, во главе которой стоят как интересы прозрачности и правовых основ всех оценочных процедур, так и интересы качества школьных учебников. Проверка проведенной экспертизы — регулярный процесс. В настоящее время все требования детально изучаются и министерство готово представить в ФАС необходимую информацию по каждому обозначенному учебнику и соответствующему решению", — прокомментировали ТАСС ситуацию в министерстве.
Чуть ранее вопросы к порядку формирования ФПУ были у Генпрокуратуры, которая выявила коррупциогенные факторы в приказе Минобрнауки (ныне — Минпросвещения) от 18 июля 2016 года. В частности, вопрос вызвало положение, согласно которому дополнительная экспертиза учебника проводится той же или другой экспертной организацией при возникновении вопросов в отношении выводов или обоснования выводов экспертной организации. Притом условия выбора экспертной организации не определены, как и порядок пересмотра экспертных заключений после включения учебника в перечень.
Минпросвещения в ответ отметило, что "указанный порядок проходил все необходимые инстанции, включая правовую, антикоррупционную и иные экспертизы".
Бизнес на государственные деньги
В Минпросвещения неоднократно признавали, что подходы к экспертизе включаемых в перечень учебников надо менять. Так, в декабре прошлого года в материале "Российской газеты" министр отметила, что учебники — это "бизнес на государственные деньги".
"Экспертиза учебников изменится очень сильно. Не будет такого, что издательства сами заказывают, сами готовят, оплачивают экспертизу и сами же "заходят" в школы", — сказала она. В феврале 2019 года на заседании президиума Российской академии наук Васильева добавила, что развернувшиеся споры вокруг ФПУ связаны с 10 млрд рублей, которые выделяются из бюджета на обновление школьных библиотек.
Мнения участников рынка
Как отметили в корпорации "Российский учебник", с точки зрения интересов сферы образования основная проблема действующего порядка заключается в том, что он не позволяет работать над качеством учебников, потому что предполагает только два решения: включать или не включать. "Нет конструктивной обратной связи от экспертов к авторам и издателям. Собственно, это и позволяет использовать процесс формирования ФПУ как инструмент передела рынка", — сообщил вице-президент корпорации Андрей Галиев.
На вопросы ТАСС в издательстве "Просвещение" ответили, что главная задача издателей — "своевременно обеспечить всех школьников качественной учебной литературой".
"Для этого нужны понятные и прозрачные условия взаимодействия со всеми участниками этого процесса. Сегодня среди прочего эти условия определяются порядком формирования федерального перечня учебников. В последние годы эти условия по разным причинам периодически меняются", — сообщили ТАСС в издательстве, цитируя президента управляющей компании "Просвещение" Михаила Кожевникова.
Мнения директоров
Министр Васильева неоднократно заявляла, что школьные учебники должны обновляться раз в три года, потому что в них должна содержаться актуальная информация и данные о последних научных открытиях.
"Мне кажется, что лучше учебники использовать несколько дольше, потому что книги за три года не приходят в негодность. Не считаю, что жесткие временные ограничения здесь правильны", — отмечает директор московской школы №57 Михаил Случ.
По его мнению, узкие временные рамки оказывают и отрицательную нагрузку на бюджет, а сокращение перечня лишает образовательный процесс вариативности.
"С моей точки это неправильно, это мешает вариативности, мы имеем дело с совершенно разными детьми, совершенно разными школами, разными ситуациями", — говорит Случ. По его мнению, нужны издания не только для освоения необходимого минимума, но и для углубленного изучения.
"Учебник уже давно не является единственным источником знаний ни для нормального учителя, ни для нормального ученика. В современной ситуации внедрения и развития цифровых ресурсов жесткий формат учебника перестает быть конкурентоспособным. Учебник — это максимум некая навигация в мире предметных знаний", — отметил директор школы.
По мнению директора Президентского физико-математического лицея №239 Максима Пратусевича, ограничение срока использования учебника тремя годами оправданно. "Современные учебники на пять лет плохо рассчитаны, поэтому, в общем-то, три года достаточно", — считает Пратусевич. Он отметил, что школьные издания необходимо обновлять, поскольку через определенное время информация в них перестает быть актуальной.
Новые правила
"Бизнес" из перечня предлагается убрать созданием новых правил формирования ФПУ. Так, Минпросвещения РФ намерено проводить экспертизу учебников при формировании федерального перечня в рамках государственного задания. Экспертиза учебников будет носить государственный характер, а организация ее проведения будет возложена на подведомственную Минпросвещения структуру. Кроме того, на титуле издания появится имя рецензента, а сами учебники будут проверяться еще на стадии рукописей.
"Главная цель — максимально улучшить качество школьной учебной литературы через подходы к экспертизе, через требования к экспертам. Только таким образом на выходе мы дадим возможность нашим детям читать в учебниках то, что актуально, научно обоснованно и соответствует реалиям сегодняшних дней. Кто-то это принимает, кто-то нет", — сообщила Васильева в интервью ТАСС.
"Сейчас издательства представляют в министерство уже готовые рецензии. Они должны быть положительные, чтобы это все прошло в министерстве", — сказал ТАСС вице-президент Российской академии наук (РАН) Алексей Хохлов.
По его мнению, издательства должны предоставлять учебники на экспертизу на стадии рукописей. "Мы не должны знать, какое издательство, это дело автора, после того как он получит положительное заключение РАН, обращаться в то или иное издательство", — сказал Хохлов, отметив, что рецензенты должны оставаться анонимными, но автор должен иметь право ответить.
"Складывается пул экспертов, тех людей, которые ранее принимали участие или, что называется, на слуху. Вот это тоже такое уязвимое место", — считает ректор МПГУ, член-корреспондент РАО Алексей Лубков.
"И я согласен с той критикой, которая сегодня раздается, что здесь должна быть проведена специальная работа по отбору, чтобы это тоже были люди, которых профессиональные сообщества и авторы учебников признают в качестве квалифицированных экспертов", — добавил он.
При этом оба эксперта согласны, что необходимо регулярно обновлять школьные учебники. "Идет обновление образования, содержания образования, конечно, если мы возьмем фундаментальные учебники по естественным наукам, по математике, то это одна ситуация. А по гуманитарным, по той же истории, по литературе, по другим предметам, по той же экономике — здесь ситуация динамическая, те оценки, которые присутствовали пять-десять лет назад, сегодня уже не проходят", — сказал Лубков.
Для систематического обновления содержания учебников "с учетом современных достижений науки и технологий, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях" новым проектом правил формирования ФПУ устанавливается срок действия экспертного заключения — пять лет.
В Минпросвещения ТАСС напомнили, что новый порядок формирования ФПУ проходит общественное и экспертное обсуждение до 27 апреля. В министерстве полагают, что он "существенным образом усилит контроль за качеством учебников в школах по всей стране, предъявляя конкретные и прозрачные требования на каждом этапе процедуры проверки, а также отдельные требования к экспертам".
Кирилл Борискин, Екатерина Ефимова