22 мая 2019, 19:57

Опрос: россияне считают, что проблемы неравенства полов и харассмента неактуальны в стране

Презентация данных соцопроса "Отношение россиян к феминизму и гендерному неравноправию", который провела компания "Михайлов и Партнёры. Аналитика". Владимир Гердо/ ТАСС
Презентация данных соцопроса "Отношение россиян к феминизму и гендерному неравноправию", который провела компания "Михайлов и Партнёры. Аналитика"
Только 24% россиян считают проблему неравенства между мужчиной и женщиной важной, а 42% мужчин и 27% женщин считают ее абсолютно неактуальной

МОСКВА, 22 мая. /ТАСС/. Россияне считают неактуальными проблемы неравенства между мужчинами и женщинами и сексуальных домогательств на работе. Об этом говорят результаты социологического опроса "Отношение россиян к феминизму и гендерному неравноправию", которые компания "Михайлов и Партнеры. Аналитика" представила в ТАСС в среду.

Всероссийский репрезентативный опрос "Отношение россиян к феминизму и гендерному неравноправию", в ходе которого 1792 человека были опрошены по телефону, был проведен в рамках проекта "Мы считаем". Только 24% россиян считают проблему неравенства между мужчинами и женщинами важной, а 42% мужчин и 27% женщин назвали ее абсолютно неактуальной.

Актуальной проблему сексуальных домогательств на работе считают 17% опрошенных. Значительная часть респондентов (40%) неодобрительно отнеслась к случаям, когда женщины открыто рассказывают об этом в СМИ. Одобрили публичные выступления 36% опрошенных.

По мнению кандидата экономических наук, гендерного эксперта международного агентства "ООН-Женщины" Елены Мезенцевой, этот вопрос затрагивает эмоциональную сферу и сферу представлений человека о правильном и должном. "Пример я приведу совсем недавний - это большой флешмоб, который прошел в интернете под хэштегом #янебоюсьсказать, когда женщины рассказывали о тех историях насилия, которые им пришлось пережить, причем если здесь просто спрашивали, по сути, отношение, то там - это кейсы. И это вызвало достаточно жесткую реакцию: в чем их обвиняют? Якобы они пиарятся, они придумывают это для того, чтобы набрать сочувствия, лайков, и так далее", - сказала она.

Мезенцева считает, что обсуждение этого вопроса дошло до обвинений высказавшихся. "Это оказалось очень болезненным. Там шли прямые обвинения в том, что это ложь, что это придуманные истории", - рассказала эксперт.

Домашнее насилие

Проблему насилия в семье назвали актуальной 39% опрошенных. 47% из них (55% мужчин и 40% женщин) назвали эту проблему частной и требующей решения только в рамках семьи, 31% (23% мужчин и 38% женщин) заявили, что она должна решаться на уровне государства. 29% (21% мужчин и 35% женщин) сочли ее общественной, и 5% опрошенных (8% мужчин и 3% женщин) заявили, что домашнее насилие проблемой не является. Большинство опрошенных считает, что женщины сами провоцируют мужчин на насилие своим внешним видом или поведением - так высказалось 63% респондентов (68% мужчин и 60% женщин).

При этом 60% опрошенных (50% мужчин и 69% женщин) заявили, что недопустимо насилие в любом виде а 28% (35% мужчин и 32% женщин) допустили его в качестве воспитательной меры для детей.

Семейные отношения

Россияне одобряют женщин, зарабатывающих больше мужчин, - об этом заявили 70% опрошенных (65% мужчин и 74% женщин). Однако они не готовы принять женщин, концентрирующихся на карьере: такой выбор женщины одобрили только 31% опрошенных (26% мужчин и 34% женщин). Большинство опрошенных положительно относятся к мужчинам, берущим на себя домашние дела (85%), уходящим в отпуск по уходу за ребенком (63%) или ведущим домашнее хозяйство полностью (53%). А вот к мужчинам, причисляющим себя к феминистам, положительно относятся только 14% опрошенных, 41% отрицательно отнеслись бы к такому заявлению.

73% россиян (66% мужчин и 79% женщин) высказались за равноправие в семье, но 24% (32% мужчин и 19% женщин) выступили за главенство мужчины. 1% опрошенных заявил, что главной в семье должна быть женщина и 2% затруднились ответить на этот вопрос.

Профессия и карьера

Почти половина опрошенных считает, что построение карьеры одинаково сложно дается как мужчинам, так и женщинам - такого мнения придерживаются 48% опрошенных, из которых 52% мужчин и 45% женщин. 38% (27% мужчин и 46% женщин) считает, что женщинам делать карьеру сложнее, а 9% (14% мужчин, 5% женщин) - что проще. Ровно половина (53% мужчин, 48% женщин) считает женщин достаточно представленными в политике, бизнесе и общественной жизни, 34% (26% мужчин, 41% женщин) считает, что их недостаточно, а 10% (13% мужчин, 7% женщин) - что слишком много.

Почти половина респондентов осуждают работодателей, отказывающих женщине в трудоустройстве из опасения, что она может уйти в декрет, но 52% заявили, что не поддерживают и не осуждают этого. Только 4% поддержали бы такие действия. Наибольшее количество осудивших осторожность при найме на работу респондентов - 54% - оказались старше 60 лет.

Порядка 57% респондентов одобряют женщин, работающих в традиционно считающихся мужскими сферах, не одобряют - 27%. В то же время 54% опрошенных (60% мужчин и 48% женщин) считают, что ограничения на опасные профессии снимать не нужно.

Женщины в медиа

Россияне полагают, что реклама, в которой женщин призывают стать красивее и привлекательнее, мотивирует куда лучше рекламы, которая призывает женщин стать сильнее и смелее. 68% опрошенных сочли ее допустимой, а 49% заявили, что купят рекламирующийся таким образом товар (24% отказались от этого). При этом рекламу, в которой женщин призывают к силе и смелости, одобрили 42% опрошенных (33% назвали ее недопустимой). Порядка 43% респондентов отказались бы покупать товар с такой рекламой, в то время как согласились только 24%.

Только 36% считает шутки мужчин, связанные с негативными стереотипами о женщинах, допустимыми. Большинство респондентов не одобряет сексистских шуток на телевидении, радио, в прессе (59% против 19%) и в интернете (50% против 24%). 44% не готово терпеть юмор такого рода в литературе и кино (одобрили его 24%). В бытовом общении доли допускающих и не допускающих сексистских шуток почти равны - их, соответственно, 37% и 33%.

Мнения экспертов

Исследование представили президент группы компаний "Михайлов и Партнеры" Марианна Максимовская, выступившая модератором, и генеральный директор "Михайлов и Партнеры. Аналитика", кандидат социологических наук Людмила Горюнова. "Мы хотели узнать, как россияне относятся к тому, как проявляются гендерные стереотипы - в семье, на работе и в медиа. В последнее время достаточно много было разных заявлений, и мы решили посмотреть, а что же сами россияне думают об этом? <...> На первый взгляд, россияне по-прежнему далеки от слова "феминизм", проблема кажется не совсем важной - особенно для мужчин", - считает она.

Общественный деятель Ирина Хакамада, принявшая участие в презентации, заявила, что "феминизм" - это устаревшее понятие, которое будет вытеснено из употребления с развитием технологий. "Термин "феминизм" устарел, он превратился в некий статусный миф, который больше связан с прошлым, чем с настоящим. Чем быстрее будет развитие новых технологий, тем меньше будет дискриминации. <...> Я говорю об общем тренде", - сказала она.

Хакамада считает, что несправедливость в отношении женщин нивелируется глобальными тенденциями. "Несправедливость есть по отношению к женщинам, но новая экономика - точно вне этих трендов", - считает общественный деятель.

Мезенцева считает, что Россию нельзя назвать патриархальной страной. "Если мы не будем сравнивать себя со скандинавскими странами, то <...> какую позицию мы получаем в ежегодном рейтинге Всемирного экономического форума - мы там посередине: у нас 71-я позиция из 149, и немножко мы отстаем от постсоветских стран", - сказала она.

Теги:
Россия