МОСКВА, 2 июля. /ТАСС/. Генпрокурор Юрий Чайка раскритиковал организацию системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения в ряде регионов. Как он сообщил на заседании коллегии, органы власти не принимают меры по принятию единых правил установки камер.
"В ряде регионов денежные средства от штрафов, вынесенных в результате автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, по условиям концессионных соглашений практически полностью отчисляются частным компаниям", - сказал генпрокурор.
По словам Чайки, в ходе проверок прокуроры выявили многочисленные факты работы таких систем с не отлаженным программным обеспечением. Таким образом, зачастую водители получают квитанции на оплату штрафов за нарушения, которых они не совершали. "А места установки камер порой свидетельствуют о стремлении скорее заработать на штрафах, чем обеспечить безопасность на дорогах", - отметил Чайка.
Аварийность на дорогах
Чайка считает недостаточным снижение уровня аварийности на российских дорогах.
"Принимаемые уполномоченными органами меры позволили несколько снизить основные показатели аварийности - на 1,3%. Вместе с тем их нельзя признать достаточными. Обстановка на дорогах страны требует повышенного внимания", - подчеркнул Чайка.
Он отметил, что за последние два года в ДТП погибли 37 тыс. человек, ранено полмиллиона. "Ежегодные экономические потери от дорожно-транспортных происшествий исчисляются миллиардами рублей", - заметил генпрокурор.
По его словам, в ходе проведенных за два года прокурорами проверок выявлено более 330 тыс. нарушений законов о безопасности пассажирских перевозок, дорожной деятельности, законодательства об административных правонарушениях. К различным видам ответственности привлечены 55 тыс. человек, в суды предъявлено 57 тыс. исков, возбуждено 639 уголовных дел.
Региональный уровень
Региональные и местные дороги в России почти повсюду не соответствуют госстандартам, также констатировал Чайка.
"Во многих субъектах нормативные акты, касающиеся сохранности дорог, определения аварийно-опасных участков не соответствовали федеральному законодательству (республики Адыгея, Алтай, Архангельская, Владимирская, Липецкая, Ростовская области и другие), - отметил генпрокурор. - По-прежнему одной из основных причин аварий остаются недостатки транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети. Повсеместно дороги регионального и местного значения не соответствуют требованиям государственных стандартов".
При этом, подчеркнул он, "широко распространены случаи неэффективного, нецелевого использования, а порой и хищения бюджетных средств, выделяемых на строительство, реконструкцию, ремонт дорог". Так, прокурорами Кировской, Магаданской, Оренбургской, Смоленской областей пресечены факты дробления контрактов, неправомерного завышения цен по ним, несоблюдения сроков их исполнения.
"Надзорная практика свидетельствует, что имеющиеся проблемы обусловлены, в том числе ненадлежащим нормативным регулированием. На сегодняшний день Минтрансом не принят административный регламент, позволяющий проверять региональные органы власти, муниципалитеты в части организации ими пассажирских перевозок и дорожной деятельности", - отметил Чайка.
Исковая работа
Генпрокурор также потребовал от подчиненных усилить исковую работу для ремонта автодорог.
"Есть и другие претензии к работе прокуроров. В отдельных регионах при неудовлетворительном состоянии половины дорог исковая работа ослаблена (Республика Алтай, Хабаровский край, Ленинградская область и другие)", - заявил он.
Генпрокурор также отметил, что Госавтоинспекцией ослаблен контроль за деятельностью юридических лиц, на которых возложена обязанность по содержанию дорог, а также исполнением выданных предписаний. Установлены случаи ненадлежащего осуществления полномочий по сопровождению перевозок групп детей. А дознавателями полиции "уголовные дела по факту повторного управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения (ст. 264.1 УК РФ), не представляющие сложности в расследовании, необоснованно приостанавливаются, затягиваются сроки направления их в суд".
Среди других выявляемых прокурорами нарушений он назвал несоблюдение законодательства автоперевозчиками, порядка медосмотров водителей, их права на отдых. В рейсы выпускается транспорт с неисправностями, в том числе при которых его эксплуатация вообще запрещена.
"К сожалению, остро стоит вопрос качества подготовки водителей в автошколах. В ходе надзорных проверок нами вскрывались факты несоответствия программ обучения и материальной базы установленным требованиям", - отметил Чайка. Также повсеместно прокурорами пресекались случаи выдачи медицинских справок лицам, состоящим на учете с психическими отклонениями, алкогольной и наркотической зависимостью. Через суды закрывались сайты, предлагающие продажу водительских прав без прохождения обучения, поддельные страховые полисы. А Ространснадзором ненадлежаще реализуются полномочия при проверках предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками. Факты систематических нарушений на дорогах, увеличение числа аварий с участием водителей таких юридических лиц остаются без внимания проверяющих. Кроме того, не налажена организация весового и габаритного контроля тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, добавил генпрокурор.