Многие предприниматели пришли в этот бизнес через личные истории. Часто это семейное дело. Их сила — чуткость к потребностям клиентов, а слабое место — умение продавать. В течение двух месяцев в бизнес-акселераторе Фонда поддержки социальных проектов (ФПСП) им помогли "прокачать" навыки. "Фабрику предпринимателей" прошли основатели 51 проекта из 30 регионов, а в финал вышли 13 участников, которые получили право на льготное кредитование. Пять финалистов рассказали ТАСС о себе, помощи менторов и будущем своего дела.
"Касается". Студия, где работают незрячие массажисты
"Мой муж на протяжении последних пяти лет тренирует в Хабаровске команду по слепому футболу — единственную на Дальнем Востоке. У него есть команда ребят из интерната для слепых и слабовиящих, а есть взрослые спортсмены. Спорт — это важно для инвалидов, но после того, как они перестают играть, например, по возрасту, — у них нет социализации. Я знала о том, что есть массажные салоны со слепыми специалистами и подумала: "Почему бы не обучить наших ребят и не открыть у нас такой салон?" Прошлой весной пришла идея. Прошлым летом мы выиграли грант в местном фонде — 380 тыс. рублей. Прошлой осенью-зимой на эти деньги мы обучили двух массажистов, и дело пошло", — рассказывает Антонина Потапова из Хабаровска.
Она была госслужащей, помогала региональным неккомерческим организациям, ради этого дела в итоге оставила работу. А ее супруг помогает, но продолжает работать футбольным тренером.
В некоторых странах Азии студии, в которых работают массажисты с нарушениями зрения, не редкость. Клиенты предпочитают обращаться именно к ним, считая, что у незрячих и слабовидящих выше чувствительность рук. В российских городах студии "слепого массажа" пока экзотика, но среди них уже есть прибыльные фирмы. Основательница студии "Касается" надеется, что у нее тоже получится сделать свой бизнес успешным.
"Несколько месяцев бизнес был "на паузе". Надо было рекламироваться, искать клиентов. А у меня была основная работа, и я пыталась понять, смогу ли я совмещать? Как организовать все? У нас не было ни помещения, ни названия, ни логотипа. Тренеры — наши наставники —устроили нам "перезагрузку": здесь я придумала название, поняла, что теперь — это новый виток в моей жизни, за два месяца сделала 25 продаж, это не очень много, но с нуля — это хороший результат. Теперь буду искать помещение для салона".
В Хабаровске история нового салона быстро разлетелась. Недавно к команде присоединился еще один слабовидящий массажист. А местный фонд уже собирается обучать инвалидов по зрению этой профессии за свои деньги.
Сити-ферма Greenbar. Для рестораторов и горожан будущего
Семь лет назад Антон Едлин стоял в пробке во дворе люберецкой новостройки и обдумывал план побега в деревню из мегаполиса.
"Я провел в том заторе полтора часа — это меня и "добило" окончательно. У меня тогда была своя фирма — я продавал строительные леса, но мы с женой думали о том, что можно попробовать поменять жизнь. И скоро подыскали домик в деревне в Тульской области".
Мобильные сити-фермы Greenbar — это оборудование для выращивания свежей зелени, лекарственных трав и овощей на гидропонике. Есть промышленные варианты (от 120 тыс. рублей) — их покупают в рестораны, которые хвастаются экологически чистой зеленью, выращенной самостоятельно. И есть "домашние" сити-фермы (от 40 тыс. рублей) для школьных классов, домов досуга для пенсионеров, обеспеченных горожан, которые не против поиграть в экофермера на балконе. Футурологи считают, что сити-фермер — это профессия будущего. Мегаполисы растут, экология ухудшается, мы придем к тому, что будем выращивать овощи и фрукты на крышах высоток, разводить рассаду на подоконниках и не считать это "бабушкиным занятием". Антон и Анна — супруги и основатели бизнеса — верят в эти прогнозы, говорят, что к ним обращались застройщики с идеей соорудить огород на крыше, но проблема — нет специалистов, которые могут обслуживать такие городские угодья. "Даже у рестораторов с этим трудности, — добаляет Антон. — Сити-ферма есть, а сити-фермеров — нет".
Оборудование он собирал самостоятельно — по разработкам 1956 года. "Это не то чтобы я изобретатель, — уточняет он. — Мне в один момент стало интересно попробовать сделать такое оборудование, чтобы выращивать лекарственные травы. Вот возьмите чай и положите туда нашу мяту", — советует мне. Своей мятой в течение двух месяцев он и Анна угощали всех участников акселератора.
"Бизнес-акселератор многое нам дал в плане "прокачки", — рассказывает об итогах Анна. Самое интересное, что у нас был московский конкурент, который продавал импортное оборудование. Менторы посоветовали познакомиться с ним — и вот теперь это наш партнер, он предлагает клиентам наши мобильные фермы".
Почему медицинский фиксатор раскупили как средство от храпа
Сергей Шатохин, основатель компании Bazmed, еще четыре года назад работал в сфере транспорта и логистики: придумывал, как организовать транспортные потоки в родном Санкт-Петербурге. А в 2015 году резко слегли его дедушки. Понадобилось покупать много средств для ухода за лежачими больными: от скользящих простыней и бандажных ремней, чтобы передвигать или переносить человека, до средств безопасности, чтобы он не упал или не поранил себя в помутнении сознания.
"Я сделал интернет-магазин для родственников лежачих больных. Все, что зарабатывал, покрывало расходы на средства для родственников. Это очень дорогие системы, если делать "полный фарш", — нужны сотни тысяч рублей. И как-то вышло, что я постепенно стал разбираться в рынке. В Китае — очень дешевые средства для ухода, но некачественные, у больного может появиться сыпь на теле от этой ткани. Европейские средства — дорогие. И как-то я купил испанский ремень и "скопировал" его. Испанский образец стоит 25 тыс. рублей, а я теперь повторяю их по цене меньше 3 тыс. рублей. В общем, наладил свое производство. Даю заказы швейным мастерским, а еще привлекаю к работе молодых мам в декрете. Сейчас только у меня возникла трудность — декретные мамы летом разъехались по дачам, я остался без сотрудниц".
Покупатели товаров Шатохина — родственники лежачих больных, фонды, больницы, хосписы. Он надеется на то, что будет больше работать с государством. Планирует начать участвовать в тендерах. А частные покупатели его удивили, когда неожиданно стали покупать фиксатор для челюсти как средство против храпа. "Мы поняли, что это "заходит" как антихрап, и поставили такое название, — вспоминает Сергей. — Теперь их раскупают мужчины, которые знают, что у них есть такая проблема — храп, сейчас многие знают, что храп — небезобиден, можно задохнуться во сне. А еще иногда женщины покупают эти средства для мужей".
Шатохин говорит, что его бизнес прибыльный. Но все, что он зарабатывает, — вкладывает в будущее дела. "Сейчас я собираюсь открывать производство в отдельном здании. Этим займусь как раз после того, как отдохну от акселератора".
"Открытая дверь". "Дедсад" и сервис для поиска для сиделок
Светлана Миртова, соосновательница (это тоже семейное дело) патронажной службы "Открытая дверь" в Нижнем Новгороде, говорит, что ее бизнес социально-значимый — не только потому, что занимается помощью больным людям и их родственникам. Но и потому, что на работу она принимает в основном женщин старше 50 лет. Сейчас с фирмой работает 230 сиделок. И это очень мало, объясняет она, на 30% меньше, чем нужно. "Главная проблема на рынке патронажа — не хватает сиделок, никто этому не обучает, нам негде взять готового специалиста".
"Патронажная служба" — это сервис, где родственники больного могут заказать сиделку. Вернее, основное направление. В акселераторе ей подсказали, что неплохо "пойдут" средства медицинского ухода за лежачими больными. А еще здесь она поняла, что ей нужно больше делать упор на работу с крупными компаниями.
"Очень нам понравилось работать с коорпоративными клиентами. — рассказывает Светлана. — Например, у "Почты России" и "Северстали" есть профсоюзы, которые помогают пенсионерам".
Менторы вообще старались подсказать участникам не только, как получше и побольше продать главную услугу, но и что нового придумать. С основателями "Открытой двери" в этом плане было легко, они понимали, как важно пробовать и то и другое. В начале года на базе центра открыли "Дедсад" — это досуговый центр для пожилых людей с деменцией. Место, где родственники могут оставить под присмотром больного, и здесь же им оказывают психологическую помощь".
"Светич". Еще один проект, выросший из личной истории
Из 51 бизнес-проекта, получившего поддержку в ФПСП, — около десятка занимаются помощью пенсионерам. В списке "прокачавшихся" бизнесменов — четыре пансионата для пожилых людей. Один из них — "Светич" из Обнинска в Калужской области — за два месяца увеличил оборот на 60%, придумал новую услугу, расписал себе план на три года вперед.
"Мы работаем полтора года. За это время 49 семей стали нашими клиентами. Мы сразу предложили то, что им нужно, — 24 часа/семь дней в неделю, вообще, мы хорошо понимаем трудности родственников тяжелобольных, потому что придумали этот бизнес из личной истории. У нас в семье пожилая бабушка нуждалась в круглосуточном уходе, и в этом деле знаем все мелочи", — рассказывает сооснователь (и это семейный бизнес) Мунир Хайдаров.
И все-таки в бизнес-акселераторе ему помогли придумать новое направление. "Мы купили "Ладу-Ларгус" и переоборудовали ее для перевозки лежачих больных, — уточняет он. — Вместе с менторами поняли, что у нас в регионе эта услуга не развита, но востребована. Вообще, результаты у нас хорошие, запланировали, если все так пойдет, в 2021 году открыть еще один филиал пансионата".
Анастасия Степанова