Фейк о "новом правиле, согласно которому социальная сеть с завтрашнего дня сможет использовать ваши фотографии…" как ей заблагорассудится, добрался до англоязычного сегмента Instagram. К ужасу пользователей, знающих, что эта лженовость уже обошла все популярные площадки, фейк распространяют селебрити с многомиллионной аудиторией — актриса Джулия Робертс, певица Джесси Джей, актриса Эван Рэйчел Вуд ("Холодное сердце — 2"), режиссер Ненси Мейерс. Напомним, что в прошлом месяце волна аналогичных сообщений прошлась по русскоязычному Facebook ("Я не даю Facebook разрешение…") и немного затронула "ВКонтакте" ("У ВКонтакте новое правило…"). Откуда взялся этот фейк, что на самом деле Facebook, Instagram и другие соцсети могут делать с вашими персональными данными и почему сейчас на ложную историю "повелись" опытные пользователи?
Что за сообщение распространяют пользователи?
1
Пост, который люди массово копируют, призван противостоять Марку Цукербергу (владеет Instagram, Facebook и WhatsApp) и защитить персональную информацию.
Начинается пост с предупреждения: "Не забывайте, завтра вступает в силу новое правило Instagram, которое разрешит использовать ваши фотографии. Не забывайте, что крайний срок сегодня…". Далее сообщение дублирует фейк, недавно расходившийся в Facebook. "Я не даю разрешения Instagram или другим лицам, связанным с Instagram разрешение использовать мои фотографии, информацию, сообщения или сообщения, как в прошлом, так и в будущем...". Пользователей призывают не просто шерить пост, а копировать его себе на стену.
И это неправда?
2
Это неправда. Фейк всплывает с 2012 года в разных соцсетях.
Впервые он появился в англоязычном пространстве. Ранее его опровергала пресс-служба соцсети и разоблачал проект Snopes, который был создан для развенчания глобальных слухов и городских легенд. При этом пост продолжает жить: меняются даты — якобы новое правило вступает в силу завтра, с начала осени или нового года.
Авторы сообщения часто упоминают в сообщениях Римский статут, который должен защитить их права, но на самом деле он не имеет отношения к регуляции авторского права в соцсетях. Это международный договор, учредивший Международный уголовный суд. Или надеются на Бернскую конвенцию — это международное соглашение в области авторского права, впрочем, тоже не имеющее отношения к регуляции соцсетей. Иногда упоминается "Бернерская конвенция" — ее не существует.
А на самом деле Facebook и Instagram могут использовать мои фотографии?
3
"Согласно пользовательскому соглашению, все, что вы загрузили в Instagram, Facebook и на большинство площадок, становится их "объектом распоряжения", — рассказывает Сергей Вильянов, индустриальный аналитик. — Да, соцсеть может использовать ваши фотографии, но речь не о том, что завтра вы появитесь на баннерах. Все фотографии используются для аналитики — фото еды, покупок, вашего отдыха много рассказывают о ваших потребительских предпочтениях. Эта информация нужна рекламодателям для организации целевых рекламных кампаний. А также ваши фотографии используются для обучения нейросетей площадки".
Написать пост в духе "Я не даю разрешения…" и даже удалить фотографии — не выход. У больших соцсетей многоуровневая система хранения, фото остаются и после того, как вы их удалите.
Вообще социальные сети Цукерберга, и не только его, знают о вас больше, чем ваши коллеги и друзья. Например, почитать о политике использования данных Facebook можно здесь.
Еще когда вы регистрируетесь, вы разрешаете знать о себе имя, пол, возраст, дату рождения, е-mail, город проживания, а часто и данные об образовании, профессии. По мере того как вы общаетесь и развлекаетесь здесь, площадка приумножает знания о вас — анализирует список друзей, лайки, шеры, покупки, переходы. Так, соцсеть создает вашу персональную "цифровую историю", из которой ничего не потеряется. Это делается, чтобы рекламодатели могли на основе данных о пользователях продвигать свои товары и услуги.
Кстати, если вам интересны реальные, а не вымышленные истории о том, как ваши данные используются в политических целях, почитайте подробнее, например, о скандале с Cambridge Analytica.
Кто и зачем придумывает фейки?
4
По-разному. Иногда фейки создают с аккаунтов, которые хотят быстро заработать множество подписчиков, чтобы в дальнейшем продавать с них рекламу. Есть фейки, которые задумываются, чтобы испортить репутацию кому-либо. Иногда "вирусные" фейки выходят из розыгрыша.
В любом случае, фейки в соцсетях — это проблема глобальной Сети. Площадки пытаются бороться с ложной информацией с помощью модераторов и алгоритмов, но проблема продолжает увеличиваться в масштабах.
Авторы исследований о фейках говорят о том, что рекомендательные алгоритмы, которые работают на всех знаменитых ресурсах (благодаря им мы любим ходить в интернет, такие алгоритмы изучают нас и показывают то, что нам железно будет интересно), способствуют тому, что ложь распространяются значительно быстрее правды. Обычно вирусными становятся негативные фейки ("наши фотографии украдут", "в Подмосковье собираются усыпить 20 немецких овчарок"), люди, по своей природе, предпочитают "плохие" новости "хорошим".
Почему так много людей "повелось" на старый фейк?
5
Несмотря на то что опытных пользователей стало больше и среди поколения Х (люди, родившиеся в 1961–1981 годах), представители которого постигали Сеть и гаджеты уже во взрослом возрасте, тема безопасности персональных данных еще два-три года назад почти нигде популярно не обсуждалась. А в последние пару лет мы часто слышим о том, что в мире стало больше утечек персональных данных. Появляется больше информации о том, какие последствия вызывают эти утечки. Почитать о них подробнее можно здесь.
"По ощущениям, люди стали больше думать о безопасности личной информации, которую они выкладывают в соцсети, — добавляет Сергей Вильянов. — При этом — в чем противоречие — они все равно продолжают публиковать слишком много личных данных".
Анастасия Степанова