4 ноября 2019, 14:16,
обновлено 4 ноября 2019, 14:48

Путин и патриарх Кирилл посетили выставку "Память поколений" в Манеже

Генеральный директор Всероссийского музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея" Зельфира Трегулова, президент РФ Владимир Путин, патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр культуры РФ Владимир Мединский. Алексей Никольский/ пресс-служба президента РФ/ ТАСС
Генеральный директор Всероссийского музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея" Зельфира Трегулова, президент РФ Владимир Путин, патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр культуры РФ Владимир Мединский
Мероприятие проходит в рамках церковно-общественной выставки-форума "Православная Русь - ко Дню народного единства"

МОСКВА, 4 ноября. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл осмотрели в Манеже выставку "Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве". На выставке президента и предстоятеля РПЦ сопровождают министр культуры РФ Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин, гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, а также митрополит Псковский и Порховский Тихон, глава Патриаршего совета по культуре.

Выставка проходит в рамках церковно-общественной выставки-форума "Православная Русь - ко Дню народного единства". Экспозиция объединяет в себе знаковые произведения выдающихся художников, скульпторов и фотографов из 44 музеев и частных галерей из более чем 30 городов России.

По традиции на выставку в Манеже специально привезли реликвию: в этом году это образ святителя Николая Чудотворца, написанный в начале XVII века. Икона была передана в 1897 году флотскому экипажу яхты "Царевна" императрицы Марии Федоровны, затем находилась на императорской яхте "Штандарт" Николая II. С начала 30-х годов ХХ века образ находится в Санкт-Петербургском Николо-Богоявленском морском соборе.

Перед осмотром экспозиции Путин и патриарх Кирилл подошли к иконе, затем им показали макет нового мемориального комплекса, который будет возведен подо Ржевом на месте боев 1942-1943 годов в память обо всех солдатах ВОВ. Как рассказал президенту Мединский, на поле, где планируется установить мемориал, погибли порядка 60 тыс. человек, до сих ведутся раскопки, и останки порядка 500 человек там находят каждый год.

Путин также ознакомился с полотнами, представленными в залах Манежа в рамках выставки. Особое внимание президента министр обратил на картину Аркадия Пластова "Фашист пролетел", "Фронтовую дорогу" Юрия Пименова, портрет героя СССР Александра Осипенко кисти Петра Кончаловского, пейзажную композицию "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" художника Александра Дейнека, бронзовую скульптуру Евгения Вучетича "Последний бой генерала Ефремова", которая хранится в Третьяковской галерее.

"Каждая третья картина реставрировалась специально к выставке и каждая третья картина никогда не выставлялась в Манеже", - также рассказал президенту и патриарху Мединский.

Художники разных поколений

Министр культуры и гендиректор Третьяковской галереи обратили внимание президента на ряд работ в залах, посвященных Великой Отечественной войне. В частности, в зале "Оккупация" Трегулова подвела президента к картине Кукрыниксов "Таня", на которой запечатлена казнь Зои Космодемьянской.

В свою очередь, патриарх Кирилл и митрополит Тихон рассказали Путину о картине Василия Яковлева "Патриотическое молебствие 22 июня 1942 года в Москве", на которой изображен епископ Сергий (Ларин) во время молебна в храме Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Митрополит Тихон подчеркнул, что в тот период епископ Сергий еще принадлежал к обновленческой церкви, но в 1944 году, когда картина была завершена, уже вернулся в лоно Русской православной церкви. Патриарх Кирилл добавил, что "прекрасно знал" этого священнослужителя.

Путин также остановился у картины "Мать партизана" работы Сергея Герасимова (1943 год) и полотна Александра Лактионова "Письмо с фронта", написанного в 1962 году. Трегулова обратила внимание на яркость красок на этом холсте и на то, что письмо в центре холста светится. Руководитель Третьяковской галереи подчеркнула, что картина долгое время не выставлялась, а Лактионова за эту работу сильно "критиковали за натурализм". В целом, говоря о выставке, Трегулова отметила, что почти половину представленных на ней полотен люди "не видели в течение как минимум 50 лет".

В следующих павильонах экспозиция была посвящена отражению темы войны в послевоенные десятилетия. Одним из центральных образов живописи на военную тематику второй половины 1940-х - 1950-х годов становится женщина: труженица, мать-героиня.

Особое внимание президента Трегулова и Мединский обратили внимание на картины Бориса Неменского, отметив, что 96-летний художник примет участие в открытии выставки.

С 1960-х годов авторами произведений о войне все чаще становятся не только художники-фронтовики и современники этих событий, но и представители послевоенного поколения, дети солдат. Картины второй половины XX столетия, посвященные Великой Отечественной войне, во многом символизируют связь времен, связь военного и послевоенных поколений. В последнем павильоне выставки представлено полотно-панорама "За отвагу" художников Александра Виноградова и Владимира Дубосарского: на нем на фоне безмятежного пейзажа изображены ветераны в преклонном возрасте, которых авторы произведения назвали "праведниками земли русской".

Новость обновлена (14:48 ск) - добавлены подробности посещения после шестого абзаца