30 марта 2020, 05:00
Пандемия COVID-19

Роскачество признало все мобильные телемедицинские приложения безопасными

Валерий Шарифулин/ ТАСС

Ведомство проверило 20 приложений с точки зрения защиты личных данных и, в частности, безопасности платежей

МОСКВА, 30 марта. /ТАСС/. Роскачество проверило мобильные телемедицинские приложения и признало их безопасными с точки зрения защиты личных данных. Об этом говорится в сообщении организации.

В ходе исследования было проверено 20 приложений (10 для iOS и 10 для Android). В исследование вошли приложения сервисов, позволяющие на момент тестирования проводить первичные онлайн-консультации с медицинскими специалистами по принципу "врач-пациент" на русском языке и имеющие количество установок в Google Play не менее 1000 и количество оценок в App Store не менее 50. Оценка проводилась по 47 критериям. В ходе исследования специалисты использовали приложения как рядовые пользователи: регистрировались, искали врачей, записывались на прием, оплачивали и получали телемедицинские консультации, писали текстовые сообщения врачам в чате, отправляли файлы, общались по видео и аудиосвязи.

"Эксперты с помощью специализированного ПО (Wireshark) производили захват всего трафика, который пересылает исследуемое приложение, а затем анализировали его на наличие как незашифрованного контента, так и незашифрованных пользовательских данных. Все приложения передают пользовательские (в том числе медицинские данные) в зашифрованном виде, небезопасных мобильных приложений выявлено не было. Платежные данные во всех проверенных приложениях передаются с использованием платежных шлюзов, что обеспечивает им высокую степень шифрования", - сообщили в Роскачестве.

Вредоносное программное обеспечение не было обнаружено экспертами ни в одном приложении. В то же время в ходе проверки было выявлено, что такие важные сведения, как информация о консультирующей медицинской организации, договор на оказание медицинских услуг и порядок получения информированного добровольного согласия, которые должны быть доступны в соответствии с законодательством, представлены не во всех исследованных приложениях. Также ни одно из проверенных приложений на платформе iOS не получило максимальный балл с точки зрения доступности для людей с ограниченными возможностями. Средний балл адаптации приложений iOS составляет всего 1,35 из 5, Android - значительно выше - 4,25.

Как сообщили в Роскачестве, по итогам проверки количество телемедицинских приложений, которые перешагнули итоговую отметку в четыре балла, составляет 13 из 20. Отметку в три балла преодолели все исследованные приложения. Сами консультации медицинских специалистов в исследовании не оценивались, медицинские услуги будут проверены Роскачеством в дальнейшем.

Эксперты напомнили, что при получении первичной телемедицинской консультации следует учитывать, что врач не имеет права ставить вам диагноз, назначать лечение и выписывать рецепты без очного приема. Он может проконсультировать по интересующим вопросам, дать рекомендации о том, следует ли обращаться на очный прием и к какому специалисту, какие анализы нужно сдать перед тем, как идти на очный прием, может помочь расшифровать анализы, но без постановки диагноза. После очного приема у врача список возможностей телемедицинского приложения существенно расширяется: специалист может вести дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента и проводить коррекцию ранее назначенного лечения, в том числе выписать рецепт на лекарственные препараты в форме электронного документа (при условии установления диагноза на очном приеме).