Оставшиеся за бортом. Тысячи людей оказались в морской ловушке из-за закрытых границ

Кажется, что море — идеальное место для самоизоляции. Пока на суше бушует коронавирус, а большинство людей заперты по домам, возможность переждать эпидемию на собственной яхте не вызывает ничего, кроме зависти. Однако на деле все не так безмятежно. Из-за закрытых границ и санитарных ограничений тысячи мореплавателей не могут не просто вернуться на родину, а даже сойти на берег.
Те, кто застал начало пандемии в море, оказались в ловушке между небом и землей. Буквально. Причем в основном это касается не больших круизных лайнеров, а маленьких семейный лодок и яхт, которые многим людям и семьям фактически заменяют дом.
В открытом море
59-летний житель Сингапура Вонг Тэтчун покинул родную гавань 2 февраля.
Читайте также
Экипажи самолетов и морских судов могут не проходить карантин после возвращения в Россию

Путешествуя из одной страны в другую, он планировал провести на своей яхте ближайшие три года.
Новости о вспышке коронавируса он узнал уже в находясь в пути и сразу же решил сойти на берег. Но из-за пандемии ни одна из стран, куда он пытался причалить, не желала его принимать. Мужчину спасли только через три месяца.
"Я отправился в Папуа — Новую Гвинею из Индонезии, потому что погода была в порядке, но когда я достиг границ, они оказались закрыты, поэтому я снова отправился на Соломоновы острова. Но и туда меня не пускали, затем я пошел в Тувалу (тихоокеанское государство в Полинезии — прим. ТАСС), где мне тоже отказали, но местные хотя бы помогли едой", — рассказал Вонг о своих приключениях газете Fiji Sun.
После суток плавания из Тувалу 28 апреля Вонг добрался до фиджийских вод. К этому моменту его яхта была повреждена, и сильный ветер не позволил ему зайти в гавань. Мужчину спас патрульный катер военно-морского флота Фиджи, который благополучно доставил его яхту к берегу.
После переговоров между министерствами иностранных дел Сингапура и Фиджи Вонг получил разрешение сойти на берег, несмотря на строгие ограничения, введенные из-за коронавируса.
В поисках суши
Далеко не все мореплаватели могут похвастаться таким везением, как Вонг. В Сети все больше историй о том, как семьи с детьми или путешественники-одиночки не могут вернуться на сушу из-за карантинных мер. Оказавшиеся за тысячи километров от дома, люди вынуждены кочевать от одного берега к другому в поисках убежища, еды и топлива. Те, кому удается найти способ пополнить запасы, платят непомерно большие деньги за предметы первой необходимости. В конце концов люди рискуют остаться в открытом море без денег и еды. В некоторых водах, например в Аденском заливе или у берегов Индонезии, моряки рискуют натолкнуться на пиратов, хотя больше всего они опасаются непогоды.
Читайте также
Россиянина похитили с борта грузового судна в Гвинейском заливе

Самый надежный способ вновь оказаться на суше — вернуться домой, в родные страны. В большинстве случаев это означает переход через один или два океана на лодках, которые плохо приспособлены к штормовым условиям. К тому же далеко не у всех моряков есть такой навык и необходимые запасы. Нанять команду в условиях коронавируса нельзя, так же как и починить судно, если у него есть какая-нибудь неисправность. Путешественники должны строго соблюдать социальную дистанцию, так как если они заболеют в пути, то им неоткуда ждать помощи.
Другой вариант — бросить якорь и ждать открытия границ в портах — убежищах, специальных закрытых акваториях, где мореходы могут купить еду и все необходимое. Зайдя в такой порт, лодки не всегда могут покинуть его без специальных распоряжений. В некоторых странах морская навигация полностью запрещена. Количество судов, которые могут находиться на такой стоянке, также ограничено. Путешественникам приходится заранее искать для себя подходящее место.
К тому же местные жители часто не очень рады наплыву чужаков. Скопление яхт загрязняет береговую линию. Местные опасаются, что в случае вспышки коронавируса из-за иностранцев им не хватит медицинских ресурсов для борьбы с эпидемией. По рассказам очевидцев, пограничники некоторых государств вытесняют частные лодки в открытое море, даже не позволяя им приблизиться к берегу. На сайте онлайн-ресурса для моряков Noonsite приведен список портов по всему миру, которые готовы предоставить убежище. Некоторые островные государства уже открыли границы, а это означает, что после захода в гавань и двух недель карантина на лодке люди могут сойти на берег.
Заведующий кафедрой морского права Российского университета транспорта Василий Гуцуляк в беседе с ТАСС рассказал, что ситуация с коронавирусом действительно обнажила ряд проблем с исполнением международного права. "То, что страны просто закрывают для иностранных судов свои международные порты, — это явное нарушение. Право вынужденного захода никто не отменял. Государство, которое закрывает свои порты для таких судов, во многом вредит себе. В отношении него могут принять зеркальные меры, а это навредит стране не хуже любого коронавируса". По словам Гуцуляка, закрытие сухопутных и морских границ — вовсе не одно и то же. Даже при закрытых границах судно имеет право встать на якорь рядом с берегом, просто его команда не сможет покинуть борт. При этом, если экипаж подаст сигнал бедствия, ему обязаны оказать помощь.
"В целом большинство государств следуют этой практике, но, как говорится, в семье не без урода", — отмечает эксперт.
Сезон ураганов
В сложившихся условиях моряки могут рассчитывать только друг на друга. К примеру, международный клуб крейсеров Ocean Cruising Club сумел связать между собой более 150 лодок, которые направлялись из Западной Атлантики в Европу. Они обменивались информацией и помогали друг другу при переходе через океан.
При этом суда не движутся какой-то организованной колонной. Яхты выходят из разных мест — Антигуа, Ямайка, Мексика и следуют каждый к своему месту назначения — от Португалии и Греции до России и Великобритании. Капитаны судов сами координируют маршруты и скорость. К примеру, в одной из таких групп были медики, готовые в случае необходимости оказать помощь людям на других лодках. Моряки также помогают друг другу с запасами воды и ремонтном.
"В отличие от круизных судов, где есть профессиональный экипаж и возможность проходить через штормы, это небольшие лодки, которыми управляют любители", — объясняет Сью Ричардс, редактор онлайн-ресурса для моряков Noonsite.
Читайте также
Спасать людей и яхты. Почему капитан Хохлов ушел в море "на один раз", а остался навсегда

По ее словам, Noonsite получает все больше тревожных писем от моряков со всего мира, так как сезон ураганов, тайфунов, циклонов все ближе и ближе. Как отмечает Ричардс, чтобы добраться до дома, морякам приходится преодолевать тысячи миль. Иногда это занимает недели, если не месяцы, и "это слишком долго, чтобы обходиться без остановок в портах и убежищах".
"На Карибах по-прежнему остается большое количество яхт", — рассказал ТАСС капитан катамарана Sun Child Денис Тоскин. В настоящий момент он находится на острове Сен-Мартен, откуда собирался отправиться в Россию. Однако закрытие границ и пандемия резко изменили его планы.
"Основных проблем несколько. Это невозможность прилета экипажа, как в моем случае. То есть очень многие лодки не могут выйти в море по причине отсутствия достаточного количества людей в экипаже для безопасного плавания. Ну и проблема номер два, а может, по факту номер один, — это приближение сезона ураганов. Поэтому через пару недель начнется исход яхт на юг. Но не все острова сняли карантин. Так что квест будет еще тот", — отмечает Тоскин.
Сезон ураганов в этом регионе начинается уже в июле, морякам остается только надеяться, что к этому времени большинство других островов откроют свои порты.
Плавучие "тюрьмы"
Журналист и писатель Эрнест Хемингуэй говорил, что "море — последнее свободное место на Земле". Но ситуация с коронавирусом заставляет в этом усомниться. Из-за карантина и закрытых границ мореходство пострадало не меньше, чем другие индустрии.
В начале мая мировые СМИ обратили внимание на снимки со спутников, на которых заметно скопление крупных судов в Карибском море и Атлантике.
Самая западная группа состоит из круизных лайнеров Carnival. Две другие — в основном из лайнеров Royal Caribbean и ее дочерней компании Celebrity. Из-за ограничений на передвижения этим морским гигантам не остается ничего другого, кроме как ждать лучших времен. Оставаться в порту они не могут из-за своих габаритов. Единственный выход — дрейфовать.
Большинство пассажиров покинули лайнеры еще в начале апреля. Из-за пандемии с 13 марта США ввели запрет на круизы. Однако обслуживающий персонал и команды по-прежнему находятся на судах. Многие из них иностранцы, граждане разных государств — от Филиппин и Индонезии до Великобритании и Украины. Дорога домой для них пока закрыта. По информации Би-би-си, береговая охрана США сообщила, что на 85 круизных лайнерах в американских водах насчитывается 54,2 тыс. членов экипажа. В своей статье от 17 мая газета The Miami Herald оценила их количество более чем в 100 тыс. по всему миру.
"Многие из членов экипажей больше не получают зарплату, а просто ждут новостей о том, когда они смогут вернуться домой и увидеть свои семьи. Спустя два месяца после остановки круизной индустрии из-за вспышек на судах COVID-19 более 100 тыс. членов экипажей остаются в "морской тюрьме". Большинство из них даже не представляют, какая судьба ждет их в дальнейшем", — пишет издание.
Читайте также
РФ направила Франции ноту по ситуации с россиянами на лайнере Costa Pacifica

Даже после эвакуации пассажиров на сушу вирус продолжил распространяться на судах. По данным той же Herald, по меньшей мере 578 членов экипажей американских лайнеров перенесли COVID-19 в море, семь человек погибли. По крайней мере два члена экипажа покончили жизнь самоубийством, одной из них оказалась гражданка Украины.
Работники лайнеров также жалуются на принудительную изоляцию в тесных каютах, где не хватает воздуха. В начале мая генеральные директора брендов Royal Caribbean International и Celebrity Cruises объявили, что подпишут необходимые соглашения с Центрами по контролю и профилактике заболеваний США, чтобы начать вывозить иностранных членов экипажей с кораблей чартерными рейсами. Компании взяли на себя обязательство организовать этот процесс с повышенными мерами эпидемиологической безопасности.
Но кого именно из экипажа заберут, а кого оставят — пока неясно. Для поддержки работы таких больших судов требуется достаточно многочисленная команда. Особенно если лайнер дрейфует в море, а не стоит в порту. Что будет с самой круизной индустрией и когда на борт лайнеров поднимутся новые туристы, никто не знает. Эксперты прогнозируют, что спрос на круизные услуги начнет снова расти только в 2021 году.
Дмитрий Беляев


