Где в Москве торговля больше всего пострадала из-за пандемии? Выяснили урбанисты

Представляем интерактивную карту с районами столицы, которая показывает качество жизни людей в самоизоляции
Гавриил Григоров/ ТАСС

Московский центр урбанистики и аналитическая компания Habidatum исследуют жизнь горожан в изоляции в разных районах. Они анализируют различные данные — от количества домов, фасады которых обращены на солнечную сторону, до районов, в которых много или мало просторных дворов и зеленых зон. Также ранее урбанисты посчитали, сколько коммерции закрылось в разных кварталах столицы, чтобы выяснить, где люди без проблем могут сходить в супермаркет у дома, а где нет. Где безопаснее жить пенсионерам и выгуливать собаку. Где люди лучше соблюдают ограничения и из каких районов москвичи уехали на дачи. В каких районах жители больше занимаются спортом на самоизоляции. У каких станций метро больше, а у каких меньше активность людей. Смотрите результаты на интерактивной карте (выбирайте нужные категории в строке с индексами справа). 

Сегодня рассказываем о выводах исследования о том, где в Москве торговые центры и уличный ретейл пострадали больше или меньше из-за ограничений.

Как исследуют потери торгового бизнеса из-за пандемии

В разных странах аналитики изучают данные с GPSWi-Fi, банковские трансакции, данные с камер видеонаблюдения, чтобы отслеживать, как меняется поток посетителей и их поведение в торговых точках. Для примера: компания Briteyellow сопоставляет поисковые запросы по внутренним картам ТРЦ на терминалах (например, там можно посмотреть, где какие магазины расположены) с данными о реальном потоке людей внутри ТРЦ по камерам. В период ограничений из-за пандемии такая статистика тоже важна, она помогает ретейлерам корректировать работу на основе аналитики о перемещениях и активности людей, используя геоданные. В США Habidatum составляет McDonald’s-индекс, показывающий разницу между количеством посещений до и во время карантина по ресторанам фастфуд-сетей. Индекс позволяет понять, как ограничения отразились на бизнесе, и применить антикризисную стратегию. Компания 2ГИС разработала индекс восстановления городов — с его помощью можно увидеть уровень экономической активности населения по сравнению с докризисным периодом. Располагающая схожими данными на международном рынке компания Pitney Bowes изучает, как компании переводят  активность в онлайн и влияние этого тренда на продажи.

Исследования эффектов от пандемии на рынок коммерческой недвижимости публикуют консалтинговые компании. Так, PwC проводит исследование, позволяющее сегментировать расположение объектов коммерческой недвижимости Москвы и прогнозировать возможные изменения их эксплуатации; другими примерами могут быть EY, Deloitte BCG.

Как считался показатель?

Урбанисты проанализировали агрегированные данные мобильного оператора о концентрации абонентов по часам и по ячейкам (одна ячейка — 250х250 метров). Замеры произведены до введения режима изоляции (1–14 марта) и после начала режима (1–13 апреля). Рассчитаны средние значения за каждый час с  09:00 до 18:00.

Массив данных можно разделить на "домашние ячейки" (это локации, где у абонентов зафиксирован неоднократный сигнал ночью) и "остальные", к которым относится вся дневная активность населения, включая деловую, а также посещения открытых общественных пространств: улиц, тротуаров, уличного ретейла, дорог. 

Рассматриваются изменения в ячейках, кроме домашних (для упрощения называем их "недомашними"), которые попадают в зону 15-минутной пешей доступности от торговых центров или улиц с высокой концентрацией стрит-ретейла.

Какие оживленные места больше или меньше опустели?

По данным московских урбанистов, ретейл в городе неравномерно пострадал от ограничений — это зависит от локации и функций торговой точки. Из анализа станций метро мы увидели, что те из них, где рядом много магазинов и аптек, притягивают людей в своем районе. Посмотрим, как изменились оживленные места Москвы.

  • Улица. Мясницкая (метро "Лубянка" и ВШЭ)

Места, где обычно самая высокая концентрация людей, не изменились: это кампус Высшей школы экономики (ВШЭ), вокруг которого много стрит-ретейла, там остались продовольственные магазины. А также пересечение с Садовым кольцом — станция метро "Лубянка". Но уменьшилась их выраженность на карте, а именно — сократилась активность в ячейках и влияние "сильных мест" на окружение. Если в марте эти "сильные" центры у метро "Лубянка" и ВШЭ усиливали и окружение вокруг (потоки людей чуть поменьше были и в ячейках поблизости), то в апреле они выделяются в одиночку, а вокруг пусто. Это объясняется сокращением пешеходного потока. Оставшиеся места концентрации людей связаны с транспортом. 

  • Улицы Кузнецкий мост и Пушечная

В марте высокая активность у пересечений с улицами Большая Лубянка и Неглинная. А в апреле эти улицы теряются на карте, остается относительно многолюдным лишь связанное с транспортным потоком пересечение с улицей Большая Лубянка. Москвичи проезжают мимо раньше столь популярных улиц. Пешеходный поток минимальный. Существенно сократилась активность вокруг ЦУМа.

  • Улица Пятницкая

Пересечение с Садовым кольцом сохранило значимость по объему активности в апреле. Другие центры активности — они были в районе станций метро "Третьяковская" и "Новокузнецкая" — исчезли. Поток потребителей стрит-ретейла сократился, многие заведения оказались закрыты из-за ограничений, пешеходов стало меньше.

  • Улицы Новый Арбат и Тверская

Новый Арбат выделяется на карте днем за счет транспорта, расположение активных ячеек порядково не меняется с марта по апрель. Но офисные центры, гостиницы и учебные заведения в переулках и улицах к северу от Нового Арбата генерировали поток пешеходов и транспорта в марте, а в апреле опустели.  

Старый Арбат и примыкающие переулки переживают спад активности неравномерно: от "выше среднего" до минимума по центру Москвы. На Тверской, которая была оживленной в марте, в апреле сравнительно активна оставалась только Тверская площадь. Район Телеграфа остается загруженным, но меньше, чем в марте, это может быть связано с концентрацией транспорта в окружении перекрестка у основания улицы. Активность у ТЦ "Охотный ряд" и ТЦ ГУМ существенно сократилась, а Манежная площадь опустела.

  • ТЦ "Европейский"

В марте торговый центр был первым центром активности района Дорогомилово. Вторым — площадь Киевского вокзала и начало Кутузовского шоссе: там находятся вокзалы и остановки наземного транспорта. В начале апреля ситуация изменилась: закрытый на время карантина ТЦ "Европейский" перестал выделяться на карте, а из-за сокращения пригородных электричек снизилась активность Киевского вокзала, но Кутузовский проспект остался оживленным благодаря транспортной артерии.

  • ТЦ "Океания"

Активность в районе ТЦ "Океания" в апреле равномерно сократилась по сравнению с мартом. Это можно заметить и у других локальных центров: пересечения улицы Минской и Кутузовского шоссе, Аминьевского шоссе и Малой Филевской улицы.

ТЦ за пределами Садового кольца ведут себя менее однозначно. Резко сократилась активность в районе ТЦ "Афимолл" и ТЦ "Авиапарк". ТЦ "Гудзон" до карантина не был самым активным центром, а после и вовсе потерял поток. Основные точки притяжения потребителей — это объекты вдоль Каширского шоссе. Такую же ситуацию можно наблюдать и в районе ТЦ "Колумбус", потому что там есть бесплатная парковка.

  • ТЦ в Митино и Ясенево

Здесь торговые центры остались "сильными центрами", которые притягивают потребителей и в апреле. Дело в том, что в них работали продуктовые магазины. Кроме того, эти ТЦ с их благоустроенным окружением для оставшихся в районе жителей стали важным центром притяжения. Возможно, уточняют урбанисты, даже более важным, чем до карантина, ведь многие ходили за покупками в центре или у работы. И только в период самоизоляции стали больше покупать рядом с домом. 

  • Вдоль Ленинградского шоссе

Активность зависит от наполнения коммерцией улицы. Почти всегда горожане, как выяснили исследователи, пытаются совместить поход в магазин с небольшой прогулкой, а прогуляться комфортнее не по пустым улицам, а по местам с уличным ретейлом. Так, есть связь между центрами активности и плотностью торговых точек. Посмотрите на карту расположения продуктовых магазинов в районах Сокол и Аэропорт: видно, что подобные локации выделяются вдоль улиц Усиевича и Планетной. 

  • ТЦ "Метрополис"

Активность в апреле снизилась, это связано как с закрытием торговли, так и с прекращением работы офисов. Но локальные транспортные узлы, например станция МЦК "Ленинградская", продолжили выделяться на карте и остались важными связующими звеньями.

Сегодняшняя ситуация, по мнению аналитиков, не  может говорить о том, как фундаментально изменится коммерция в городе. Как правило, только длинные тренды влияют на инвестиции в коммерческую недвижимость. Но эти тренды определяются в том числе изменениями в фундаментальном спросе. Например, к ним относятся возросшая популярность онлайн-покупок и географические сдвиги в потреблении в связи с удаленной работой (теперь люди чаще закупают продукты рядом с домом, а не в центре). В долгосрочной перспективе коммерция в центре города будет находиться в более выигрышном положении, по мнению урбанистов, но в текущей ситуации картина противоположная.

"Пандемия коронавируса существенно изменила характер активности москвичей в городе. Пассажиропоток станций метро центра столицы по итогам мая снизился на 75–80% от докоронавирусного времени. На уровне районов жители сохраняли активность в местах концентрации работающих коммерческих объектов и транспортных узлов. При этом анализ данных мобильных операторов и поисковых систем показывает, что интерес к локальным торговым центрам, которые были точками притяжения в районах, сильно сократился. Поисковые запросы по крупнейшим ТЦ Москвы упали на 80% и начали восстанавливаться лишь на последней неделе мая до 35% от докоронавирусного уровня. Согласно данным Watcom Group, потребительского ажиотажа в первый день работы торговых центров не произошло, посещаемость ТЦ оказалась ниже на 44%, чем в этот же день год назад. Зарубежный опыт показывает, что путь к восстановлению объемов посещений и покупок в торговых центрах не будет быстрым", — считает Сергей Капков, руководитель "Московского центра урбанистики".

"Результаты исследования демонстрируют логичный отказ потребителей от нецелевых передвижений и покупок в текущих условиях. Ситуация вызвана в первую очередь внешними ограничениями. Но уязвимость торгового сегмента свидетельствует о высоких рисках стратегии моноформатного девелопмента, — говорит Анна Данченок, директор, руководитель практики стратегического консультирования в сфере недвижимости, PwC в России.  Согласно прогнозам недавнего отчета PwC об изменении географического распределения проектов Московского региона, к 2025 году каждый второй квадратный метр будет вводиться в составе многофункциональных объектов — 59% (когда в одном месте продуктовые супермаркеты, масс-маркет, офисы и другая коммерция — прим. ТАСС). Второе место займут бизнес-центры (21%) и только третье — торговые центры (14%). Диверсификация форматов позволит в будущем сбалансировать уровень мобильности населения в различных зонах Москвы, не допуская существенных перекосов".