В Польше представили фильм о причинах авиакатастрофы под Смоленском без новых фактов

Обломки самолета Ту-154М в ангаре, где хранятся вещественные доказательства по уголовному делу о крушении, 10 апреля 2010 года
ВАРШАВА, 31 июля. /ТАСС/. Польская правительственная подкомиссия, повторно расследующая причины катастрофы под Смоленском президентского самолета Ту-154М, на состоявшемся в четверг заседании в парламенте представила фильм со своей версией обстоятельств этой трагедии, не приведя никаких новых данных.
Читайте также
Катастрофа самолета президента Польши под Смоленском. 10 лет со дня трагедии

Заседание комиссии Сейма по обороне состоялось по настоянию оппозиции, которая обвиняет подкомиссию в растрате бюджетных средств и требует обнародовать окончательный отчет о своей работе. Глава подкомиссии Антоний Мачеревич под разными предлогами постоянно откладывает публикацию документа. Согласно последним заявлениям, это может произойти в течение ближайших трех месяцев.
Суть представленного подкомиссией фильма заключается в том, что на борту Ту-154М произошло два взрыва, о чем ее члены уже неоднократно заявляли в прошлом без каких-либо серьезных доказательств. Как утверждают создатели ленты, наличие взрывчатых веществ на борту подтвердили не только польские, но и британские специалисты. "Там были исследованы образцы, собранные прокурорами в Смоленске. Результаты получились однозначные. И в одном, и в другом случае были найдены следы тротила, а также пентрита и гексогена - материалов, используемых для создания взрывных устройств", - отмечается в сопровождающем видеоролик тексте.
"Нет сомнений в том, что трагедия была вызвана целым рядом преднамеренных действий, как в области капитального ремонта самолета Ту-154М, бортовой номер 101, подготовки официальной правительственной делегации в Катынь, преднамеренно ложного ведения самолета на посадку за тысячу метров до аэропорта российскими контролерами, так и аварией и взрывами, которые в конечном счете уничтожили самолет и привели к гибели президента Польши и всей правительственной делегации", - говорится в материале.
Польские оппозиционеры уже не первый месяц критикуют действия подкомиссии. По их мнению, за четыре года работы она не сделала ничего для выяснения обстоятельств случившегося и даже не выезжала на место катастрофы. "Подкомиссия не представила новых доказательств иного [чем было ранее установлено] хода событий, предпринятые действия не приближают ее к этой цели, но стоят дорого. Сколько - неизвестно, потому что эта информация давно скрыта от общественности и парламентариев", - сказал на заседании депутат от партии "Гражданская платформа" Мачей Ласек.
Катастрофа президентского самолета
10 апреля 2010 года официальная делегация Польши во главе с президентом республики Лехом Качиньским летела на правительственном самолете Ту-154М в Катынь. В условиях плохой видимости и отсутствия визуального контакта с землей пилоты приняли решение посадить воздушное судно. Оно несколько метров не дотянуло до взлетно-посадочной полосы аэродрома Смоленск-Северный, столкнувшись сначала с деревьями, а затем и с землей. В результате катастрофы погибли все 96 человек, находившихся на борту.
Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) установили, что катастрофа произошла в результате действий экипажа, который принял неверное решение о посадке при неблагоприятных погодных условиях. Изучение обстоятельств трагедии продолжают как польская прокуратура, так и российские следователи.
В 2011 году польская правительственная комиссия по расследованию авиационных происшествий под руководством Ежи Миллера сочла, что причиной катастрофы стало слишком быстрое снижение самолета при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг. В докладе комиссии, представленном спустя 15 месяцев после трагедии, среди причин упомянуты также ошибки экипажа и тот факт, что пилот проигнорировал сигналы системы раннего предупреждения столкновения с землей.
С этими выводами не согласилась партия Ярослава Качиньского "Закон и справедливость". После прихода к власти по итогам парламентских выборов в октябре 2015 года ее представители начали процедуру пересмотра итогов работы экспертов, сформировав обновленную подкомиссию по расследованию авиационных происшествий. Эта подкомиссия, подводя в апреле 2017 года итоги своей работы, заявила, что на борту самолета произошел взрыв. Ранее никакие экспертизы и исследования не подтвердили гипотезу о вероятности взрыва на борту Ту-154М, о чем неоднократно заявляла в том числе польская прокуратура.



