16 августа 2020, 14:18,
обновлено 16 августа 2020, 20:15

"Человек, гражданин, художник". Соболезнования в связи со смертью Николая Губенко

Николай Губенко. Александр Чумичев/ ТАСС
Николай Губенко
Народный артист умер на 79-м году жизни

Народный артист РСФСР, депутат Московской городской думы Николай Губенко умер 16 августа в возрасте 78 лет. 

Соболезнования в связи со смертью артиста выразили президент России Владимир Путин, министр культуры Ольга Любимова.

Мэр Москвы Сергей Собянин выразил соболезнования близким и родным актера.

"Сегодня не стало депутата Мосгордумы, народного артиста, режиссера, художественного руководителя театра "Содружество актеров Таганки" Николая Губенко. Нас связывает многолетняя совместная работа. Николай Николаевич был замечательным человеком. Соболезную родным и близким Николая Николаевича", - написал мэр на своей официальной странице "ВКонтакте".

Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что профессионализм и принципиальность всегда отличали Николая Губенко.

"Талантливый актер театра и кино, яркий режиссер и сценарист, Николай Николаевич пользовался заслуженным авторитетом у коллег и любовью зрителей. Он избирался депутатом Государственной думы II и III созывов, возглавлял комитет по культуре. Его всегда отличали профессионализм и принципиальность. Светлая память", - приводятся слова Володина в воскресенье на сайте Госдумы. "Выражаю искренние соболезнования родным и близким Николая Николаевича Губенко", - сказал спикер.

"Человек удивительной судьбы"

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал смерть Губенко потерей одного из талантливейших людей.

"Николай Николаевич - человек удивительной судьбы, один из талантливейших граждан нашего отечества, человек, который прошел все испытания и трудности", - сказал Зюганов ТАСС.

"Он родился в 1941-м, завтра бы ему исполнилось 79 лет. У него отец погиб, военный летчик, в 1942-м под Ворошиловградом, а мать повесили фашисты, когда Одессу захватили, она была специалистом высокого класса на нефтеперегонном заводе. По сути, остались он, три его сестры и брат сиротами; советская власть их спасла, он ее обожал, он ей верой и правдой служил - и высокой культуре, и высокому духу. Потом в Суворовском училище учился и там в театральном кружке участвовал, его с удовольствием взяли в Театр юного зрителя, а затем он во ВГИКе закончил и театральное, и режиссерское отделение, пришел на Таганку и верой и правдой служил нашему высокому искусству", - добавил лидер партии.

Губенко был последним министром культуры СССР, и "в переломное, тяжелое время 1989-1991 годов делал все, чтобы не разворовали сокровища культуры", напомнил политик.

"Он служил тому, чтобы возвеличивать дух, распространять подлинно высокую культуру и искусство, воспитывать новое поколение, говорить людям правду прекрасным художественным языком", - добавил Зюганов, отметив, что считает режиссерскую работу Губенко "Подранки" во многом автобиографичной.

"Он показал, какое детство было сложное: у нас в советской стране после 1945 года осталось 19 млн детей или без родителей, или с одной мамой. Вот он сирота, он талантливо показал не только судьбу этих людей, он показал, как формировались, как выживали, какие проблемы были", - рассказал лидер партии.

"Мы потеряли одного из талантливейших людей - человека, гражданина, художника. Давайте всем соболезнования выскажем, и одновременно будем учиться и помогать его честным и достойным делам", - заключил Зюганов.

"Будет вечно жить в истории"

Театральные и киноработы Губенко останутся в памяти зрителей и продолжат оставаться популярными долгие годы, заявила народная артистка РСФСР Ирина Мирошниченко.

"Мне очень горько говорить о нем в прошедшем времени. Я думала, что он будет жить долго. Но то, что он будет жить вечно в нашей истории кино и искусства, как театральный деятель, как актер, как личность, мне кажется, безусловно. Наверняка, те люди, которые с ним хоть раз встречались, а тем более, если их знакомство было долгим, никогда его не забудут. А работы его будут жить и в следующих веках тоже", - сказала она.

Мирошниченко сыграла одну из главных ролей в дебютном фильме Губенко в качестве режиссера. "Для меня Николай Губенко - мое начало, моя молодость, фильм "Пришел солдат с фронта", - отметила она. - Это встреча с талантливейшим человеком, уникальным, неповторимым".

Актриса вспомнила, что режиссер собрал удивительную команду в фильме 1972 года: автором сценария стал Василий Шукшин, помимо этого она отметила замечательную работу оператора, художников, актеров.

"Соответственно, фильм рождался как первенец, счастливец. Как фильм эмоциональный, страстный. Как натура самого Николая Губенко", - поделилась собеседница агентства.

По словам Мирошниченко, вся съемочная группа жила в одной гостинице. "Каждое утро начиналось с того, что громко играла симфоническая музыка. Губенко привез огромный проигрыватель и ставил пластинки, что ему нравилось - то Бетховен, то Гайдн. Он таким образом настраивался сам. Мне кажется, что вся съемочная группа, вся гостиница, слушая эту музыку, снимая фильм о войне, ехала с определенным настроением. Для того, чтобы творить, чтобы создать фильм, с которым войти в историю кино, нашей страны", - рассказала она.

Народная артистка убеждена, что Губенко был мощнейшей личностью и рядом с ним всегда была его неповторимая супруга. "Эта пара - свет нашей нации. Он и Жанна Болотова - его соратник, друг, актриса, красавица", - отметила она. Мирошниченко также добавила, что Губенко оставался патриотом, человеком, который всегда любил российское искусство и свою родину.

"Яростный борец против зарубежных претензий"

Глава столичного департамента культуры Александр Кибовский выразил соболезнования жене Николая Губенко Жанне Болотовой, его друзьям и коллегам. В биографии Губенко отразилась непростая жизнь России, сказал Кибовский.

"Ушел из жизни выдающийся деятель отечественной культуры и искусства. В его биографии отразилась вся непростая жизнь нашей страны <...> Мы прощаемся с Николаем Николаевичем. Для многих он, как последний министр культуры СССР, олицетворял ту великую эпоху, и он последние три десятка лет достойно нес эту миссию. Его всегда отличали принципиальность, житейская мудрость и высокий профессионализм", - сказал Кибовский, выразив глубокие соболезнования супруге Губенко, Жанне Андреевне Болотовой, коллегам и друзьям Николая Николаевича.

По его словам, кинодебют Губенко в картине Марлена Хуциева "Застава Ильича" мог оказаться последним, учитывая сложную судьбу фильма.

"Но судьба дала возможность реализовать самые разные грани его талантливой, энергичной, масштабной личности. Актер легендарной Таганки, успешный режиссер и организатор, последний министр культуры СССР. Об этих ярких вехах его жизни уже многое сказано и еще немало будет написано историками театра, кино, культуры", - сказал Кибовский.

Глава департамента культуры рассказал, что близко познакомился с Губенко более 20 лет назад, когда по инициативе европейских стран стали обсуждаться вопросы реституции культурных ценностей.

"Сегодня об этом уже позабыли, и во многом благодаря Николаю Николаевичу, который был яростным борцом против зарубежных претензий, считая их попытками ревизии Великой Победы. Память о Великой Отечественной войне была для него, рожденного в Одесских катакомбах под бомбежкой, священна. Да и как могло быть иначе для сироты, чей отец - военный летчик погиб на фронте, а мать - главный инженер завода была казнена нацистами за отказ сотрудничать", - добавил Кибовский.

По его словам, он много общался с Губенко последние десять лет не только по вопросам театра, но и по самому широкому спектру городских проблем в связи с его должностью депутата Московской городской думы.

"Ведь и на парламентском посту он, конечно, большое внимание уделял культуре Москвы. За годы своей общественной работы он смог помочь огромному числу людей и творческих организаций", - заключил Кибовский.

"Задал высокую планку"

Николай Губенко ответственно подходил к выбору ролей в кино, не соглашался сниматься в проектах, которые ему не интересны, сообщил театральный критик, ректор ГИТИС Григорий Заславский.

"Губенко, который сперва окончил актерский, а потом режиссерский факультет ВГИКа был человеком принципов и в известной мере мог бы тоже написать свою статью на тему "не могу поступаться своими принципами" <...> В списке его киноролей последняя запись датирована 88-м годом. Конечно, популярному актеру, ему предлагали сниматься и не раз, но предлагаемое - бандиты, олигархи, наркобароны и цыганские бароны одинаково были ему неинтересны, а сниматься ради продолжения списка ролей, сыгранных в кино, ему было неинтересно", - сказал он на своей странице в Facebook.

Он подчеркнул, что планка артистом была задана высокая, - он дебютировал в "Заставе Ильича" Марлена Хуциева. Как считает Заславский, Губенко снял один из лучших фильмов о войне - "Подранки": "[Его] почитают таковым все, кто его видел, хоть фильмов о войне даже в СССР сняты были десятки, много хороших".

По словам Заславского на посту министра культуры СССР Губенко сделал "царский подарок" театральной общественности - передал министерское здание на Арбате Центральному Дому актера, сгоревшему в 91-м.

"Став депутатом Государственной Думы, а потом - главой Комитета по культуре, он страстно выступал против возвращения в бывшие страны гитлеровской коалиции перемещенных культурных ценностей", - добавил критик.

"Друг, которым восхищался всю жизнь"

Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин заявил, что Николай Губенко оставил значительный творческий вклад как актер и режиссер. Он всегда оставался верен своим принципам и гражданской позиции.

"Николай Губенко был выдающимся артистом, режиссером, человеком, гражданином. Он восхищал своей мощью во всем - мощью своего актерского дара, таланта режиссера, мощью своей личности. Он был честным и мужественным человеком, который никогда не изменял своей гражданской позиции, нравственным принципам", - сказал Калягин.

Он подчеркнул, что на посту министра культуры СССР тот успел сделать многое. "Благодаря его усилиям было возвращено гражданство [виолончелисту Мстиславу] Ростроповичу и [оперной певице Галине] Вишневской, уже за это мы должны ему поклониться в пояс. Мы должны быть благодарными ему за очень многое: за роли в театре и кино, за фильмы, за служение своей стране", - поделился Калягин.

Председатель СТД добавил, что Губенко был его другом, которым он восхищался всю жизнь. "Есть люди, без которых в жизни возникает пустота. Трагическая пустота. Таким был для меня Николай Губенко. Без него мир стал еще менее прочным, он был из тех мощных личностей, рядом с которыми чувствуешь себя надежней и уверенней", - отметил он.

Калягин напомнил, что его актерская жизнь началась в Театре на Таганке, где он познакомился с Губенко. "Он был очень большим артистом. Я помню его великие роли, он выделялся среди всех масштабом личности, актерским темпераментом, величайшей силой воздействия. Мы, наверное, не всегда совпадали в своих убеждениях, но это не мешало нам дружить всю жизнь, относиться друг к другу с большой любовью", - сказал собеседник агентства.

Он подчеркнул, что ему повезло сняться у него в кино. "Я сыграл в фильме "Подранки", и , как мне кажется, в моей биографии это была одна из лучших ролей. Его картину "Из жизни отдыхающих" я могу смотреть бесконечно, уверен, что это великая его работа", - отметил глава Союза театральных деятелей.