МЫТИЩИ /Московская область/, 20 сентября. /Корр. ТАСС Наталия Крючкова/. Экспозиция ландшафтных объектов "ЧА ЩА. Выставка в лесах" пройдет в подмосковном курорте "ПИРогово" с 20 сентября по 20 октября. Галерея в землянке, бункеры и укрытия, лабиринты и мебель - 28 художников предложили свои рецепты бегства от суеты к природе и искусству.
"ЧА ЩА. Выставка в лесах" - не первый подобный проект на берегу Клязьминского водохранилища. Она возрождает традицию, начатую в 2002 году фестивалем "Мелиорация" (потом - "Арт-Клязьма"). В местном парке можно увидеть объекты, находящиеся здесь уже почти 20 лет. Организатором и идеологом того фестиваля, проводившегося на протяжении нескольких лет, выступил художник Владимир Дубосарский. И нынешняя "ЧА ЩА" представляет многих художников, участвовавших в "Мелиорации".
Новая выставка организована галереей JART и курортом "ПИРогово", ее куратором стал Андрей Ерофеев. Проект задумывался еще до пандемии и должен был стартовать летом, однако коронавирус скорректировал планы и открытие стало возможным только сейчас. В итоге проект приобрел еще большую актуальность: в период ограничений и режима самоизоляции темы уединения и эскапизма стали близки всему миру. Организаторы сравнивают свой проект с чем-то вроде капустника - по атмосфере и остроумию, с которым были созданы арт-объекты.
"Совмещение русской аскетической традиции с уходом в леса выглядело для нас очень органично. За тем, что вы увидите, стоит огромная работа художников, конструкторов, продюсерских команд. Конечно, были ошибки. Турбулентности бывают часто - горячие и холодные потоки смешиваются, потрясывают и так далее, но мы все смогли, все сделали. И подарили всем уникальный арт-трекинг, как мы это называем", - сказал директор галереи JART Александр Корытов и добавил, что есть мысли о проекте и в музейных стенах. А в преддверии открытия выставки "ЧА ЩА" JART представила посвященный ей проект на проходившей 11-13 сентября арт-ярмарке Cosmoscow и получила награду за лучший стенд. Вход на выставку в "ПИРогово" свободный, но нужно зарегистрироваться, так как это частная территория.
Преображенный лес
Выставка объединяет 42 объекта 28 авторов по нескольким тематическим разделам: "Укрытия и убежища", "Места уединения", "Скрытая жизнь", "Лесной контекст", "Памятники прошлому" и другие. Художником-оформителем выступил Павел Пепперштейн - он создал каталог и карту проекта, а также работу "ЧАЩА", ставшую главным образом выставки. Арт-объект Пепперштейна "Мебель в лесах" оказался настоящим спасением для гостей предпоказа - во время ливня они смогли спрятаться под шляпой гигантского мухомора.
Изначально предполагалось сделать выставку и на благоустроенной территории, и в диком лесу. Однако эту идею не удалось реализовать.
Куратор проекта Андрей Ерофеев считает, что главный участник выставки - сам лес. "По мере того, как появлялись разного рода проекты и искались места для них, стала вырисовываться любопытная ситуация - лес, как некая общая масса, начинал с помощью этих объектов, павильонов или скульптурных элементов, структурироваться. Сами павильоны начинали преображать лес, демонстрировать его зрителю", - сказал Ерофеев.
И зритель перестает воспринимать лес с потребительской точки зрения. Например, как место для сбора грибов. Он переключает свое отношение с утилитарного на созерцательное. "И в этом смысле у нас получилось так, что главным героем выставки стал не набор объектов, павильонов, а сам лес. Лес, который с помощью этих артефактов раскрыт и представлен", - добавил Ерофеев.
Побег в искусство
При входе в парк гостей встречает "Лесная газета" художника-пересмешника Ильи Китупа. Она создана по типу советских стенгазет. Только вместо стандартных правил поведения и запретов для посетителей леса, в ней шутки и смешные советы, как благоустроить парк. Рядом - портреты деревьев в натуральную величину, созданные группой "Художественное уединение". Эта же группа, в которую вошли Ирина Корина, Илья Вознесенский, Олег Елисеев и других художники, создала множество других объектов для выставки. Например, мемориальный комплекс "Шашлычная" в честь некогда располагавшегося здесь заведения, от которого остались фрагменты стен и тандыр. Или "Стадо диких мангалов" из 60 объектов, которые действительно напоминают стадо животных, застывших в движении.
В проекте участвует и один из первопроходцев - художник, "ушедший в леса" еще в советское время Франциско Инфанте. Вместе со своей женой Нонной Горюновой он создал инсталляцию "Вертикаль-горизонталь (паутина)", опутывающую деревья и вызывающую ощущение, что ты находишься в каком-то другом мире, вдали от внешнего хаоса.
"Это вообще уникальный художник, который просто в какой-то момент вышел, посмотрел на Ленинские горы и решил, что он [не в конкретном месте находится, а] в мире, на планете. И стал таким образом создавать свои артефакты. Такое замечательное сочетание искусственных объектов с природными ситуациями. Он вдруг показал, что существует иной масштаб взгляда на мир. Что можно вообще не замечать ни Москвы, ни СССР, никого. Можно просто жить в этом мире в совершенно иной перспективе", - сказал Андрей Ерофеев.
В поисках своего пути
В лесу встречаются объекты Ольги Божко "На распутье" - камни, на которых выбиты кнопки и стрелки из цифрового мира, которыми мы постоянно пользуемся. Поиску пути посвящен и "Лабиринт" Юли Несис. В центре объекта стоит вышка, на которую можно забраться, чтобы увидеть свой путь. Другая работа художницы - "Путь героев", где арт-объекты похожи на гигантские яйца. Какие-то из них целы, из других уже кто-то "вылупился".
"Мне хотелось передать внутреннее состояние человека - нас с вами. Герои - это мы, участники происходящих событий. Кто-то никак не может выйти из своей скорлупы. А некоторые уже вышли, но еще не понимают, кто они. Мы оказались в новой жизни, в новых условиях. И как цыпленок, который привык к одной ситуации, к тому, что он в яйце получает свою пищу, когда он вылупляется, он уже должен учиться жить по-новому. Так и человек пытается жить по-новому", - пояснила Несис.
Галереи в землянках и в кармане
Много в преображенном лесу и убежищ. Есть арт-галерея "Землянка" Игоря Макаревича и Елены Елагиной - настоящая землянка, проникнув в которую можно посмотреть работы на стенах. Художники выбрали для своей мини-выставки серию офортов "Жизнь на снегу" 1994 года.
А Роман Сакин предлагает посетителям поучаствовать в проекте и организовать свою галерею. Специально к выставке он создал две сотни маленьких коробочек. Любой желающий может взять "карманную галерею" и оставить ее в любом понравившемся месте. Во время прогулки гости вернисажа помещали в такие галереи растения и найденные грибы. В основном, мухоморы.
Группа "Художественное уединение" построила в лесу "Соборный шатер шалаш", который "спасает от дождя, но не от ветра", а Валерий Кошляков - павильон "Иконос". Это лишь малая часть проектов, которые можно увидеть во время прогулки по "ЧА ЩЕ": в лесу, где поселились "Марсий" и "Чрезвычайная невеста", есть и "Летний душ Александра", и "Соборный шатер бельевая" и многое другое.
После завершения выставки в парке останутся только экологичные объекты, остальные разберут. Организаторы надеются, что проект продолжится и лес будет наполняться новыми работами художников и архитекторов.
"Нам очень хочется, чтобы люди и потом это увидели. Природа делает живопись параллельно с художниками. И мы мечтаем, чтобы выставка повторялась и продолжалась с новыми объектами", - сказал директор галереи JART Александр Корытов.