12 декабря 2021, 00:10
Онлайн-конференция

Фёдор Конюхов: "Я не мог не стать путешественником"

Федор Конюхов. Михаил Терещенко / ТАСС
Федор Конюхов

Когда говоришь о российском путешественнике Фёдоре Конюхове, даже выражение "живая легенда" не звучит пафосно или нарочито. Он установил 21 мировой рекорд, девять из которых занесены в Книгу рекордов Гиннесса, совершил четыре кругосветных плавания, 16 раз пересек Атлантику. Стал первым человеком в мире, который достиг пяти полюсов нашей планеты.

12 декабря Конюхов празднует свое 70-летие. В канун юбилея он рассказал в интервью ТАСС о переносе и изменении маршрута путешествия на "солнечном катамаране" из-за пандемии, о планах совершить кругосветное плавание за 80 дней на Кубок Жюля Верна, отправиться в кругосветку на самолете с солнечными батареями, о том, как на Эвересте пахнет смертью и вечностью, сколько финансовых затрат требуют проекты, а также поделился главным знанием о жизни, которое он приобрел за 70 лет.

Федор Филиппович, вы собирались отметить юбилей на одиночном катамаране NOVA с солнечными батареями, пересекая Тихий океан. Пандемия, к сожалению, внесла коррективы в эти планы. Как вы восприняли это? Как теперь планируете отметить юбилей?

– Подготовка к экспедиции пришлась на сложное, беспрецедентное время. Уже почти два года возможность не только экстремального, но и обычного перемещения в пространстве зависит от событий, над которыми мы не властны. Так вышло и с переходом на катамаране NOVA. Я планировал пересечь Тихий океан, стартовав из чилийского Вальпараисо, и финишировать в австралийском Брисбене. Но если попасть в Чили еще можно, соблюдая все требования, сдав тесты, отсидев карантин, то в Австралию въехать практически невозможно.

Возможно, вы слышали историю о российской семье, которая совершает кругосветку на яхте? Их отказывались принимать на островах в Тихом океане. И это несмотря на то, что они были в океане в полной изоляции более 70 дней и хотели всего лишь пополнить запас питьевой воды и продуктов, даже не сходя на берег. Я не могу стартовать через океан, зная, что на том берегу меня не примут. Чтобы собрать катамаран после завершения перехода в Австралии и отправить его в Европу на техобслуживание, нужно несколько человек из моей технической команды. Они тоже не могут въехать в Австралию. Плюс надо учитывать, что катамаран NOVA - это экспериментальное судно, возможны поломки. Если потребуется заход на ремонт, я рассматривал острова Французской Полинезии, которые также закрыты для захода иностранных судов.

Поэтому мы приняли решение готовиться к переходу через Атлантический океан из Европы до Карибских островов. Старт намечен на март 2022 года. Что касается юбилея, я не привязываюсь к каким-либо символическим датам, юбилей отпраздную с семьей, в нашей деревне в Тульской области.

Свое первое путешествие вы совершили в 15 лет - пересекли на весельной лодке Азовское море. Осознание, что вы хотите посвятить этому жизнь, появилось тогда или же раньше?

– Я многое помню из детства: как учился писать, считать, как строил баркасы, ходил на охоту в лесопосадки. Я вырос на Азовском море, папа мой - потомок рыбаков-поморов из Архангельской губернии, дедушка ходил в экспедицию с Георгием Седовым на архипелаг Новая Земля. Наверное, это в крови у нашего рода. Я не мог не стать путешественником.

Помните, какие эмоции вас наполняли во время первого путешествия? Нет такого, что с каждой экспедицией эмоции тускнеют и становятся тише?

– Способность удивляться. Очень много людей, у которых уже в 30 лет глаза потухли, их сложно удивить и обрадовать. Благодарю Господа за то, что все еще способен видеть разнообразие и красоту даже в обычном дне, проведенном в деревне.

Конечно, эмоции от первой встречи с морем, океаном, горами, воздушной стихией сложно с чем-то сравнить. Но что-то новое есть всегда. К тому же мои путешествия ощутимо отличаются одно от другого. Каждая моя экспедиция - это не только перемещение в пространстве, это работа на пределе возможностей человека, техники, технологий. Сейчас мне очень интересны возможности альтернативной энергетики. На яхте и на весельной лодке я океаны прошел. Теперь нужно испробовать катамаран, а потом и самолет на солнечной энергии.

Что самое главное в подготовке к путешествию? Как вы морально и духовно готовитесь к каждому из них?

– К любой экспедиции нужно готовиться физически, духовно, материально. На подготовку, реализацию идеи всегда уходят годы. Это только со стороны кажется, что я подумал-подумал да и отправился по очередному маршруту. За одиночными плаваниями, переходами и перелетами стоит команда, в одиночку невозможно решить все вопросы. К тому же подготовка к нескольким проектам идет параллельно, иногда один проект заходит в тупик, его невозможно сдвинуть, тогда мы переключаемся на другой. Например, сейчас моя команда работает над проектами: полет в стратосферу на 25 км на воздушном шаре, перелет на воздушном шаре через Северный ледовитый океан, строительство самолета "Альбатрос" на солнечных батареях для беспосадочного перелета вокруг света, пересечение океанов на катамаране на солнечной энергии. В планах - вернуться в Южный океан на весельной лодке "Акрос" и пройти второй этап от мыса Горн до Австралии.

У меня за плечами более 50 экспедиций и 20 мировых рекордов. Эти достижения невозможны без надежных партнеров и финансовой поддержки. На кругосветный перелет на воздушном шаре "Мортон" ушло десять лет и почти два миллиона долларов. Строительство катамарана NOVA обошлось в полмиллиона долларов. Поиск финансирования - это долгая и системная работа. У меня нет государственного финансирования, только частные компании. Их нельзя заставить, можно только увлечь, вдохновить, заинтересовать.

Экспедицию на Эверест в 2012 году, например, финансировал Современный гуманитарный университет, там ректор Михаил Карпенко, геолог по образованию, сам когда-то мечтал покорить Эверест. Проект одиночного перехода на катамаране NOVA через Атлантический и Тихий океаны на энергии Солнца стал результатом тесной работы команды и ряда технологических решений, основанных на разработках генерального конструктора РОТЕКа Михаила Лифшица. Решение поддержать этот проект принял глава "Лиги ставок" Юрий Красовский, который в душе такой же романтик, как и я. В идею кругосветки на воздушном шаре первым поверил президент ГК "Мортон" Александр Ручьев, оказалось, что его предки тоже из поморов, как и мои. А если какую-то экспедицию никто не хочет финансировать, значит мы неправильно что-то делаем и людям неинтересно. Я никогда не обижаюсь, если не могу найти финансирование на проект, значит не смог увлечь, заинтересовать потенциальных партнеров.

Вы из каждого путешествия возвращаетесь "новым человеком"?

– У меня нет специальной цели идти в кругосветку или подниматься в стратосферу, чтобы "обнулиться" и стать кем-то новым. Конечно, проведя 150 дней в Южном океане на борту весельной лодки, человек не может вернуться домой прежним. Так же как восхождение на Эверест меняет мировоззрение человека. Это уже другой человек.

Какое путешествие из всех было для вас самым запоминающимся?

– Нет однозначного ответа на этот вопрос. Наверное, то путешествие, из которого я только вернулся. Потому что это самые свежие и яркие впечатления. В 2019 году я завершил одиночный переход на весельной лодке "Акрос" через Южный океан в "ревущих сороковых" и "неистовых пятидесятых" широтах. Из 154 дней штормовая погода держалась больше четырех месяцев. Я месяцами не ложился в свой спальник, спал сидя, иногда всего по 20 минут, по два-три дня не мог толком поесть, потому что газовую горелку включать опасно, а без нее не приготовишь сублимированные продукты. Это самый выматывающий тип нагрузки. На воздушном шаре риск большой, большая высота, скорость полета под 250 км/ч, но полет длился 11 суток. А океан - это всегда марафон на выносливость, психологическую и физическую.

Оба восхождения на Эверест в 1992 и 2012 гг. запали в память. Я часто думаю, вспоминаю тех, кто остался на склонах горы. В Москве на стенах храма мы установили поминальные доски с именами погибших и молимся об упокоении их душ. На Эвересте словно пахнет смертью и вечностью. Воздух там действительно невкусный. После восьми тысяч высоты не знаешь, как поведет себя организм, справятся ли сердце и легкие с нехваткой кислорода. Каждая ошибка может стоить жизни. Когда я дошел до вершины первый раз, я плакал. И в этих слезах была печаль, радость и благодарность одновременно. Словами этого не объяснить, это можно только почувствовать.

Какие путешествия планируете совершить в ближайшие годы?

– Есть некие плановые экспедиции, где все понятно и почти готово, нужно просто сделать. Переход на катамаране NOVA через океаны, ряд экспедиций к Северному полюсу, два оборота вокруг Земли на воздушном шаре, подъем в стратосферу на рекордную высоту 25 км - тоже на воздушном шаре. И есть экспедиции-мечты, некие цели, которые не дают мне покоя уже несколько лет.

Первая - кругосветное плавание за 80 дней на Кубок Жюля Верна. С 90-х годов океанские державы соревнуются между собой, кто быстрее обойдет вокруг света под парусом без захода в порты. Старт и финиш - в проливе Ла-Манш, обязательно нужно обогнуть мыс Горн. Это смогли сделать англичане, американцы и французы, при этом французы несколько лет назад установили абсолютный мировой рекорд - на парусном тримаране обошли вокруг света за 40 суток! Россия - великая морская держава, но даже не пыталась принять участие в этом вызове. Океанская держава - та страна, которая делает проекты в океанах. Недостаточно просто иметь выход к океанам. Островные государства не считаются океанскими державами.

Есть задумка пройти на килевой яхте с экипажем за 80 суток вокруг света. А также масштабировать солнечный катамаран NOVA. Изучив его результаты, мы попробуем построить новый стофутовый электрический катамаран для кругосветки за 80 дней на солнечной энергии. Протяженность маршрута - 27 тыс. миль. Чтобы уложиться в 80 дней, катамарану придется проходить по 340 миль в день со средней скоростью в районе 14 узлов, у NOVA пока всего 5–7 узлов. Это очень амбициозная задача, она на грани нынешних технологических возможностей.

Еще одна моя мечта, которая близка к осуществлению, - кругосветный беспосадочный перелет на самолете "Альбатрос", оборудованном солнечными батареями и электродвигателями. Я уже совершил несколько коротких перелетов по России на "летающей лаборатории", опытном образце, но для кругосветки нужен более мощный и продвинутый аппарат, способный находиться в небе на высоте 11–13 км, используя энергию солнца. Основная задача, которая стоит перед конструкторами, - как сохранить достаточное количество энергии для темного времени суток, когда предстоит лететь на запасенной энергии. Размах крыльев у "Альбатроса" 45 метров.

В одном из интервью вы выражали восхищение Пикассо и его творческой плодовитости. Сколько сейчас у вас картин? Что вас вдохновляет?

– Я учился на художника в Белоруссии, в Бобруйске. С 1983 года член Союза художников СССР (самый молодой на тот момент). В 2000-е учился и работал Париже. Академик Российской академии художеств. Картин - более трех тысяч, но это условная цифра, я уже и не считаю. Вдохновляет меня буквально все, что вижу, через что доводилось проходить, о чем размышляю. У меня есть портреты великих путешественников, включая чтимого мною Наоми Уэмуру, первого путешественника-одиночку. Есть портреты жены и мамы. Есть посвящения континентам, пустыням, вершинам, айсбергам. Есть аллегорические картины, смысл которых только мне, может, и понятен.

Техники и материалы самые разные: от масла, акрила, графики до офортов, литографий и аппликаций из цветной фольги. Я сейчас уже не сильно обращаю внимание на технику, я выражаю эмоцию. Какие краски есть на столе в мастерской, такими и работаю. У меня есть два основных коллекционера моих работ - Вадим Цыганов и Юрий Рязанов. Они приобретают мои работы, организуют выставки в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Мурманске, Екатеринбурге и других регионах.

Вам бывает страшно или одиноко в путешествиях? Если да, то как справляетесь?

– Страшно, конечно, бывает. Страшно слышать, с каким грохотом бьются о лодку волны во время шторма. Ощущение удаленности в "точке Немо", которая считается самой пустынной зоной в Мировом океане. Расстояние до любой суши одинаковое - 2688 км. Это тоже волнительно.

Страх - это хорошее, правильное чувство. Справиться со страхом и не дать ему перейти в панику мне позволяет опыт и молитва. А еще сознание того, что на этапе подготовки к экспедиции делается все возможное, чтобы снизить риски.

А вот одиноко мне не бывает ни на Северном полюсе, ни в океане, ни в небе. В молодости бывало сложно, мучительно без людей и общения, сейчас переношу уединение совершенно спокойно. В океане всегда кто-то рядом: киты, дельфины, птицы. В плановом длинном переходе есть повседневные бытовые заботы, время летит очень быстро. Вроде только рассвет, пока сделаешь все дела, солнце уже на западе, на горизонте. День закончился.

Какое самое главное знание о жизни вам удалось приобрести за 70 лет?

– Кирилл Иерусалимский писал: "Если ты находишься здесь телом, но не находишься духом, - сие бесполезно". Прекрасные слова. Они подходят к любому путешествию, будь то переход через пустыню на верблюдах или погружение в Марианскую впадину. Подходят и к самому главному нашему путешествию - самой жизни. "Путешествие длиною в жизнь" - так называется серия передвижных выставок моих художественных работ, которые пройдут во всех крупных городах нашей страны. Приглашаю читателей посетить выставку, это позволит лучше понять мой внутренний мир.

Беседовала Диана Решетняк