В 2022 году многие российские компании столкнулись с вызовами, которых прежде не было. Как бизнес адаптируется к изменившимся условиям работы и что предлагает своим клиентам, в интервью ТАСС рассказал генеральный директор оператора бизнеса масел «Газпром нефти» - компании «Газпромнефть - смазочные материалы» - Анатолий Скоромец.
– Анатолий Анатольевич, год был непростым для всех отраслей экономики России. Как, на ваш взгляд, эту турбулентность пережил бизнес производства масел, и какие изменения произошли на рынке?
– Конечно же, в этом году была очень высокая турбулентность. Произошло переосмысление почти всех логистических цепочек. Фактически в одночасье весь бизнес должен был переориентироваться по десяткам направлений: доставка, реализация, поставки компонентов и т.д.
В любое время турбулентности важно понимать, что всегда появляются не только трудности, но и большие возможности. Бизнес смазочных материалов очень конкурентный, в одном сегменте может быть до 30-40 брендов. Многие иностранные производители ушли с рынка, а потребность у предприятий и автовладельцев осталась. И когда мы решили вопросы с разорванными логистическими маршрутами, следующей задачей стал высокий спрос на смазочные материалы. Нехватка масел на российском рынке нарастала месяц от месяца. Мы оперативно обеспечивали необходимой продукцией своих постоянных клиентов, более того - приобрели за это время много новых партнеров.
– Как изменился ландшафт рынка смазочных масел в этом году?
– Первый итог - это та самая переориентация клиентов на отечественные масла. Те предприятия, которые очень долго работали с импортными смазочными материалами, перешли на нашу продукцию. Я рад, что самые разные компании, концерны и частные автовладельцы писали нам после перехода, что они даже не ожидали, что у отечественного продукта может быть такое высокое качество. И таких отзывов очень много, то самое сарафанное радио работало весь год, и к нам приходили новые компании и партнеры. В итоге сегодня мы занимаем больше четверти российского рынка премиальных масел, и объемы продаж продолжают расти.
– Какие основные причины привели к такому результату?
– В первую очередь это цифровизация наших инструментов управления и создание цифровых сервисов. Например, быстро переориентироваться на новые компоненты помогла собственная цифровая платформа для разработки рецептур смазочных материалов "Алхимик". Это система на основе технологии искусственного интеллекта, которая содержит огромную базу наших исследований: лабораторные тесты, опытно-промышленные испытания, в том числе в гонках, в песках, в условиях высокой влажности, на морозе. Мы получали информацию о том, как ведут себя масла в разных условиях, исправно собирали ее в течение 15 лет и загрузили в систему для анализа и создания новых рецептур. Подобрать композицию, в которой есть присадки-антагонисты, - тяжелейшая задача. Если по очереди их смешивать, это очень долгий процесс. Цифровая платформа помогает определять лучший состав с оптимальным содержанием присадок, качеством и ценой. Благодаря ей мы видоизменили практически 200 рецептур менее чем за три месяца. Без искусственного интеллекта нам потребовалось бы на эту задачу до года.
Второе - цифровой сервис предиктивной аналитики G-Lab. На основании накопленной базы он может давать рекомендации по дальнейшей эксплуатации того или иного оборудования.
Возьмем двигатель БелАЗа. Один автомобиль грузоподъемностью 220 тонн стоит от 120 миллионов рублей. Эксплуатация такой техники идет в круглосуточном режиме, потому что любая остановка - это большие финансовые и временные издержки. На разработках месторождений БелАЗы не глушатся, даже пересменка проходит с работающими двигателями, потому что такую махину снова завести сложно. В год, если и останавливаются, то суммарно на 5-15 суток максимум. И вот периодически самосвалы должны проходить плановый техосмотр, и это довольно долгая процедура, во время которой БелАЗы работать не могут. С помощью G-Lab можно сделать анализ масла и сразу понять, стоит ли останавливать технику и терять деньги. Сервис по 23 ключевым показателям сообщает, есть ли отклонения в работе двигателя, узлов и систем машины, а далее модуль на основе искусственного интеллекта строит прогноз и дает рекомендации по обслуживанию конкретного самосвала или экскаватора. То есть наша система аналитики экономит и деньги, и время.
– Какова ситуация на российском рынке масел сейчас? Какие самые востребованные направления работы вы бы выделили?
– Основное направление - моторные масла. Здесь может быть огромное разнообразие продуктов как для легкового, так и для грузового транспорта, для бензиновых и дизельных двигателей.
Второе важное направление - масла для турбинных агрегатов, генерирующих электроэнергию. В этих продуктах особенно важны характеристики по качеству. Вы же понимаете, насколько высока цена ошибки в перечисленных отраслях. Я бы еще упомянул разработки для металлургической промышленности. Практически в любой металлургической компании на Урале сегодня используются наши специализированные индустриальные масла.
– Считаете ли вы необходимым инвестировать средства в разработку новой продукции? Например, у вас и так огромный ассортимент - свыше тысячи позиций, нужно ли к нему что-то добавлять?
– Мы инвестируем в людей, в их развитие, в повышение их компетенций. Второе направление инвестиций - лабораторное оборудование, цифровые сервисы, которые помогают исследователям создавать самые современные продукты.
В наукограде Фрязино в Московской области мы открыли наш научно-исследовательский центр, оснащенный оборудованием, у которого нет аналогов в России. Сейчас этот центр - одна из самых современных научных площадок в отрасли, здесь полностью воссоздается весь технологический процесс. И все это позволяет нам очень быстро подбирать рецептуры для сложнейших композиций продукции.
– Вы испытываете масло только в лабораторных условиях?
– Самые интересные примеры мы получали в экстремальных гонках, потому что там самые высокие пики по напряженности эксплуатации техники. Там такие условия, которые в реальности мало встречаются.
Приведу пример с Анастасией Нифонтовой, с нашим амбассадором (российская авто- и мотогонщица - прим. ТАСС). В этом году маршрут ралли "Шелковый путь" по традиции проходил в очень сложных условиях: пятидесятиградусная жара и песок в астраханских пустынях, бездорожье, перепады высот и нагрузок в горах Северного Кавказа. При этом механики команды Анастасии благодаря нашей предиктивной аналитике сразу видели, где проблемы в автомобиле. Или, наоборот, говорили, что все спокойно. Для гонщика психологически очень важно садиться за руль полностью уверенным, что все системы в норме и можно выжать из машины максимум. Получая промежуточные анализы в течение дня, а в конце - полный анализ, мы тоже корректировали масло. Смотрели, где еще нужно усилить и какую присадку использовать, чтобы в будущем эксплуатация техники была еще более надежной.
– Есть мнение, что российских потребителей сложно убедить покупать отечественные масла, сервисы. Сейчас что-то изменилось?
– Да, изменилось. Опять же, пример с Анастасией Нифонтовой: ее команда перешла на наше масло, и в начале опытные механики со скепсисом отнеслись, а в итоге остались довольны и говорят, что все показатели работы техники стали выше на нашем продукте. Предубежденность потребителей мы можем планомерно разрушать через качество, сервис, клиентоориентированность и открытость. Мы специально открываем двери, приглашаем: посмотрите на наше оборудование, где мы производим, смешиваем и получаем наши масла, как мы их анализируем, как работаем с цифровыми продуктами.
Для нас убедить пользоваться нашими продуктами российских автолюбителей - это вызов. Как мне сказал один из владельцев дорогой иномарки: "Не понимаю я, что меня может заставить перейти на ваше масло". Это было год назад. А недавно он сам попросил у меня помощи, я ему посоветовал один из наших продуктов. Он, вернувшись через некоторое время, сказал: "Слушай, все отлично работает".
– Возможно, это неверие в отечественный продукт можно побеждать, сотрудничая с учеными? Вы делаете много проектов с российской наукой?
– Очень. Меня вдохновляют наши проекты с РЭУ Плеханова, СибАДИ (Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет - прим. ТАСС), Губкинским университетом, РХТУ. Мы очень активно используем такое партнерство. Это полезно и для нашей фундаментальной науки, потому что мы делаем соответствующие инвестиции в ее развитие.
Еще часть работы с наукой - научные центры производителей автомобилей. Здесь для нас важнейшие партнеры - КАМАЗ, МАЗ, БЕЛАЗ. Это то, что уже конкретно испытывается на стендах двигателей и нам дает право зайти на первую заливку. Это очень ценно - заслужить такое доверие партнеров, чтобы именно наше масло стало первым на конвейере. А мы, в свою очередь, отслеживаем весь жизненный цикл техники и оборудования, работу наших продуктов и композиций на протяжении всего этого срока.
– О каком проекте "Газпромнефть-смазочные материалы" вы бы рассказали внукам?
– Я никогда себя дедушкой не представлял, но я бы, скорее всего, рассказал своим внукам о том, как важно ставить перед собой амбициозные стратегические цели. К 2030 году у "Газпромнефть-СМ" стоит задача в два раза вырасти в объемах производимой продукции и войти в топ-10 мировых производителей смазочных материалов.
Это не какое-то тщеславие или мечты. Это стратегия, и мы шаг за шагом идем к этой цели. В два раза увеличить объемы производимой продукции нам позволит строящийся комплекс гидроизодепарафинизации в Омске. Это масштабный проект для всей нефтеперерабатывающей отрасли страны, это даст возможность производить базовые масла третьей группы.
– Объясните, что это?
– Базовые масла третьей группы - это синтетика, самое востребованное в мире масло, на которое наблюдается высокий спрос и в нашей стране. Сейчас подавляющее большинство масел третьей группы производится из импортной основы. А мы к рынку, который сегодня есть в нашей стране, добавим в следующем году 250 тысяч тонн российской базы синтетической третьей группы, которая благодаря своим уникальным свойствам и технологии станет самой современной и будет давать возможность создавать лучшие продукты.
Еще один предмет для гордости - цифровые сервисы, которые позволят в один клик получать информацию о масле. Раньше анализ масла и рекомендации по эксплуатации занимали от трех до десяти дней. Пока выезжал на место пробоотборщик, привозил в лабораторию, там проходили анализ, расчеты. А сейчас на месте взяли пробы, и через 30 минут в личном кабинете клиента уже есть рекомендация: готовьтесь к остановке или спокойно эксплуатируйте. И такой сервис сложно было представить всего несколько лет назад, а сейчас это реальность. Когда G-Lab станет общенациональной платформой, это позволит создавать еще большую уверенность и чувство защищенности для всех потребителей в России.
– А что, если расширить возможности и прямо в процессе работы двигателя собирать данные онлайн?
– Есть уже сейчас такие разработки, которые позволяют дистанционно собирать нужную информацию через датчики. Мы сейчас ищем такие решения в России. Через 2-3 года мы хотим сделать это реальностью, можно будет в любое время получать информацию о состоянии двигателя, благодаря встроенным уже датчикам.
Наш флагманский цифровой сервис, о котором мы так много сегодня говорили, проводит предиктивную диагностику. Это не очень распространенный термин, специализированный, но очень важный. Предиктивный происходит от позднелатинского слова "прогнозировать" и "предвосхищать", вот также наша компания и команда ставит для себя целью не просто соответствовать трендам и направлениям, а предугадывать и формировать их.
Беседовал Иван Сурвилло.