Игорь Цукуров: Сухой Лог - одна из важнейших страниц в истории мировой золотодобычи

В 2024 году в Иркутской области началась опытно-промышленная разработка золоторудного карьера Сухой Лог. Это крупнейшее месторождение в России и одно из наиболее значимых по запасам драгметалла в мире.
Управляющий директор компаний "Полюс Сухой Лог" и "Полюс Вернинское" Игорь Цукуров рассказал, какое будущее ждет Сухой Лог, какие профессии будут востребованы и почему предприятию федерального значения важно выполнять социальные обязательства в регионе присутствия. Подробнее читайте на ТАСС.

— Представители золотодобывающей отрасли не только нашей страны, но и мира с большим профессиональным интересом наблюдают за стартом работ на Сухом Логе. Когда планируется запустить Сухой Лог на полную мощность и что сейчас происходит на площадке?
— Мы движемся по графику. Опытно-промышленную разработку мы начали еще в начале 2024 года. Для достижения поставленной цели на Вернинской золотоизвлекательной фабрике провели большой ремонт с модернизацией ряда участков. Отдельно проработали логистику. Первый слиток драгметалла получили в сентябре. В конце октября уже достигли знаковой отметки: произвели первую тонну золота.

Что касается переработки, то мы запустим золотоизвлекательную фабрику (ЗИФ) с мощностью переработки более 34 миллионов тонн руды в год. Ожидаемый выход золота после выхода на проектные показатели составит порядка 70 тонн в год.

На сегодняшний день ведется строительство необходимой инфраструктуры, проводится оценка достоверности геологической разведки, делается выбор оптимальной технологии отработки месторождения, параметров буровзрывных работ и многое другое. Все это делается для того, чтобы обеспечить максимально эффективную работу карьера.
Кроме того, уже выполнены важные этапы по созданию инфраструктуры: построены сети электроснабжения, введен в эксплуатацию дробильно-сортировочный комплекс, запущена первая очередь бетонно-растворного узла, построены дороги.
Мы начали подготовку к строительству дамбы хвостохранилища (комплекса для хранения отходов), а также ведем работы по возведению склада горюче-смазочных материалов и базы сил экстренного реагирования для обеспечения безопасности склада. Это важно, ведь Сухой Лог находится на севере области, топливо туда мы доставляем всеми видами транспорта, в том числе по рекам. И на период логистических пауз, когда по воде доставить груз невозможно, мы должны всегда иметь большой запас для сотен единиц транспорта.
Весной этого года стартовали работы по созданию вахтового поселка для наших сотрудников и подрядчиков. Так что, несмотря на масштабность проекта, мы действуем по плану и уверенно идем вперед.

— Сколько специалистов будет работать на новом производстве? Кто вам потребуется?
— В следующем году планируется принять 250 человек. Далее будет создано более 900 новых рабочих мест.
Обеспечить квалифицированными кадрами новое предприятие тоже для нас серьезная задача. Конечно, помимо штата компании, на площадке будут работать и сотрудники подрядных организаций - это десятки специализированных предприятий.

— Сейчас в рамках опытно-промышленной разработки руда Сухого Лога перерабатывается на Вернинской золотоизвлекательной фабрике. Потребовались ли для этого какие-то новые технологические решения?
— Да, безусловно. Чтобы адаптироваться к особенностям руды Сухого Лога и повысить эффективность ее переработки, нам пришлось внести ряд изменений в производственные процессы на Вернинской фабрике. Мы провели техническое перевооружение нескольких участков, таких как участок дробления и сортировки руды, где был модернизирован приемный бункер щековой дробилки для упрощенной разгрузки самосвала. Также мы обновили оборудование на участке флотационного обогащения, добавив новые насосы и устройства для дозирования реагентов, что позволило точнее управлять этим процессом.

Кроме того, на участке сорбционного выщелачивания установили дополнительную емкость для вывода насыщенного угля для стабилизации производственного цикла. Мы также ввели новую линию элюирования (извлечения вещества) на участке регенерации угля и оснастили его дополнительными емкостями для кислотной обработки.

Отдельное внимание было уделено участку приготовления реагентов гидрометаллургического отделения. Здесь мы модернизировали узел завоза и растарки соляной кислоты, установив новое емкостное и насосное оборудование. Помимо всего прочего, мы внедрили технологию обезвреживания хвостов сорбции с использованием метабисульфита натрия вместо хлорирования. Это позволило сделать процесс извлечения золота из руды Сухого Лога максимально эффективным.
— Используется ли в управлении производством искусственный интеллект, цифровые решения?
— Конечно. Например, на Вернинской ЗИФ внедрена система усовершенствования управления технологическими процессами (СУУТП). Для этого ввели дополнительное оборудование (контрольно-измерительные приборы и автоматику) и непосредственно программное обеспечение верхнеуровневого управления. На сегодняшний день СУУТП охватывает 13 технологических процессов в отделении рудоподготовки, обогащения и гидрометаллургии. Это дает нам стабилизацию процессов и, как следствие, повышение производительности ЗИФ.

— Вернинское месторождение этим летом было законсервировано. Какова его дальнейшая судьба?
— Существует "Стратегия совместной разработки золоторудных месторождений Кропоткинского рудного узла", куда входит и Вернинское. Этот документ утвержден Центральной комиссией по разработке месторождений твердых полезных ископаемых РФ. Согласно стратегии Вернинское будет расконсервировано в конце 2028 года, а с 2029 года в карьере вновь начнутся горные работы и добыча руды. К тому моменту, как я уже упоминал, руда Сухого Лога будет перерабатываться на новой фабрике. А Вернинская ЗИФ будет извлекать золото из руды Вернинского карьера, как это и было предыдущие 12 лет. Хочу отметить, что потенциал этого месторождения далеко не исчерпан.

— Какие основные подходы применяются в ваших компаниях в сфере охраны труда и организации безопасности?
— Основной фокус направлен на создание безопасных и здоровых условий труда, а также на защиту окружающей среды. Мы придерживаемся строгих стандартов соответствия российскому законодательству и международным нормам. И регулярные аудиты, в том числе от внешней независимой организации, помогают поддерживать актуальность нашей внутренней документации и соответствующих процессов.
Большое значение придается обучению и развитию персонала.
Важнейшим инструментом является идентификация и оценка рисков. Все сотрудники обучены методам обнаружения потенциальных опасностей и своевременному принятию мер.

Как уже отметил, мы регулярно обновляем оборудование и внедряем современные технологии, такие как автоматизация и искусственный интеллект, и это также направлено на повышение безопасности. Особенное внимание уделяется оперативной реакции на нештатные ситуации. У нас есть собственное аварийно-спасательное подразделение, также мы сотрудничаем с профессиональными службами, например с военизированной горноспасательной частью МЧС РФ. Мы регулярно проводим тренировки и учения, чтобы быть готовыми к любым непредвиденным обстоятельствам.

Кстати, сейчас у нас имеется полноценная пожарная часть на территории вахтового поселка Вернинского ГОКа. А в следующем году мы откроем современную пожарную часть и на территории "Полюс Сухого Лога". Она будет оснащена не только спасательной техникой, но и учебно-тренировочным полигоном, спортивным комплексом, тренировочной башней, теплодымокамерой. То есть это подразделение не будет уступать самым современным пожарным частям крупных городов.
— Компания активно вкладывается в развитие инфраструктуры в регионе. Не так давно стало известно, что компания участвует в проекте строительства моста через реку Витим. Расскажите поподробнее об этом.
— Расскажу с удовольствием. Этот проект имеет большое значение для региона, поскольку отсутствие моста через Витим долгое время оставалось серьезной проблемой не только для предприятий, но и в первую очередь для местных жителей. Здесь функционируют только сезонные переправы: паромная летом и ледовая зимой. Вопрос о строительстве моста поднимался еще в советские времена, но тогда это не произошло из-за политических событий конца 1980-х - начала 1990-х годов. Хотя уже были возведены капитальные сваи, и до завершения возведения моста осталось не так уж и много. Позже предпринимались попытки возобновить строительство, однако успеха они не принесли.
Но ситуация изменилась, когда к этому вопросу подключился "Полюс". Компания выступила заказчиком проектирования, а застройщиком стала дирекция автодорог Иркутской области - на ее балансе находятся все региональные дороги. Проект моста прошел все необходимые согласования внутри правительства региона, а также государственную экспертизу.

Мост через Витим станет уникальным инженерным сооружением, особенно если учитывать сложные природные условия северных территорий с вечной мерзлотой. Общая длина моста составит 414 метров, а подходы к нему протянутся до шести километров. Ширина проезжей части моста будет семь метров, что позволит организовать двухполосное движение с расчетной скоростью до 80 километров в час. Интенсивность движения по мосту ожидается на уровне до 2,5 тысяч автомобилей в сутки.
И мы, и власти региона уверены, что реализация этого долгожданного проекта выведет транспортную доступность региона совсем на другой уровень, сделает жизнь людей комфортнее. Ведь, например, сейчас, в период логистической паузы, в Бодайбо можно попасть только на самолете. Все жизнеобеспечение города и поселков, а также предприятий напрямую зависит от транспорта.
— Далее от места будущего моста пролегает трасса Бодайбо - Таксимо. Она и связывает город золотодобытчиков с Большой землей. Дорога эта, так скажем, не в лучшем состоянии. К решению дорожных вопросов вы подключаетесь?
— В последнее время мы значительно повысили внимание к содержанию дорог в Бодайбинском районе, чтобы даже в периоды сильных снегопадов дороги расчищались быстрее, а в распутицу обслуживались эффективнее. Находимся в постоянном контакте с "дорожниками". В этом году усилили парк техники дорожной службы: приобрели новый автогрейдер специально для нужд Бодайбинского района.

Что касается автодороги Таксимо - Бодайбо, это межрегиональная артерия, обслуживается совместно Иркутской областью и Республикой Бурятия. Состояние "нашей" части дороги уже демонстрирует положительную динамику благодаря усиленному обслуживанию. На этом участке также будет задействован новый грейдер. Планируем оказывать поддержку и в дальнейшем.
— Компания реализует достаточно много и социальных проектов непосредственно в Бодайбинском районе, где находятся месторождения. Они связаны с поддержкой образования, культуры, здравоохранения и спорта. Но при этом компания также работает и в областном центре. Какие проекты удалось реализовать?
— Яркий пример такой поддержки - спонсирование чемпионата России по боксу среди мужчин в Иркутске, где собрались спортсмены из 65 регионов страны, включая победителей и призеров международных соревнований. Это было масштабное зрелищное событие. Трибуны были заполнены и на предварительных соревнованиях, и в финале. Кстати, в финале оказались четыре представителя Иркутской области, в том числе Егор Шапочанский, ставший чемпионом в своей весовой категории - 75 килограммов.
Компания также поддерживает культурные и образовательные проекты. Этой осенью в иркутском Доме молодежи презентовали фотовыставку "Золото открытий" (6+). Экспозиция включает фотографии, сделанные во время экспедиций участников клуба путешественников "Градусы открытий" к местам золотодобычи "Полюса", в том числе на месторождения Вернинское и Сухой Лог, предприятия "Полюса" в Иркутске и Бодайбо. Выставка призвана показать молодому поколению карьерные перспективы в сфере золотодобычи и развеять стереотипы об этой отрасли.
Совсем недавно завершила работу выставка в областном краеведческом музее "Золото рядом" (6+). Эту современную, интерактивную, насыщенную экспозицию об истории золотодобычи и новых технологиях за год посетили более 10 тысяч иркутян и гостей города.
— Вы почетный профессор ИРНИТУ, имеете звание "Почетный металлург", возглавляете крупные производства в регионе. Расскажите немного о себе, как вы пришли к такому успеху?

— Призвание работать в добывающей отрасли у меня, пожалуй, в крови. Мои родители работали на угольном разрезе. И поэтому, окончив школу в небольшом городе Черемхово (это в Иркутской области), я не сомневался в выборе профессии. Поступил в политехнический институт - нынешний ИРНИТУ. Специализировался на подземной разработке. Во время учебы активно занимался наукой и практикой, что помогло мне обрести ценные навыки и завести друзей, которые до сих пор работают в отрасли в разных уголках страны. Кстати, я очень любил производственную практику. Моя первая практика проходила в поселке Хову-Аксы Тувинской Республики, длилась почти три месяца и позволила приобрести бесценный опыт. Там же я получил удостоверение проходчика.
После института работал в Норильске: начинал проходчиком в шахте, дорос до должности заместителя главного инженера. Спустя 15 лет, в 2003 году, переехал в Якутию, а в 2005 году актив, в котором я работал как технический директор, приобрела компания "Полюс". И в 2006 году я возглавил предприятие. С 2012 года я руковожу компанией "Полюс Вернинское", а с 2022 года также являюсь управляющим директором компании "Полюс Сухой Лог".

Спрашиваете, в чем секрет успеха? Знаете, ответ кроется в нескольких важных вещах. Прежде всего, необходимо любить свое дело. Важно быть заинтересованным во всем, что связано с вашей профессией. И это не только неординарные технические задачи, но и текущая работа в экстремальных природных условиях. Если человеку все интересно, он никогда не потеряет мотивацию. Также важно иметь стремление развиваться и расти профессионально.
К слову, мой сын пошел по моим стопам. Он также получил техническое образование. Сейчас он работает в "Полюсе" - ведущим инженером по планированию горных работ у нас в Бодайбинском районе.



