Год коренного перелома в борьбе с телефонным мошенничеством: трансляция сессии Т-Банка

Редакция сайта ТАСС
18 июня, 12:55
Содержание

Борьба с телефонными мошенниками в России вошла в решающую стадию: государство и рынок объединились, чтобы подготовить общую стратегию. Как, по версии отрасли, должны выглядеть 10 ключевых антифрод-ударов по телефонным мошенникам и системе, стоящей за ними? Какие технологии оказались наиболее эффективными в противодействии мошенничеству? Как масштабировать успешные практики? И главное — как будет выглядеть окончательный план победы над телефонным мошенничеством в России?

Эти вопросы обсуждались 18 июня в рамках деловой сессии "Единый фронт: год коренного перелома в борьбе с мошенничеством" на "Т-Дворе" в Санкт-Петербурге. В дискуссии участвовали представители комитетов Госдумы, Минцифры, Центрального банка, МВД, крупнейших российских банков и мобильных операторов. Специальные гости — российские пранкеры Владимир Краснов (Вован) и Алексей Столяров (Лексус), которые досконально знают, как работают механизмы телефонного мошенничества.

16:18

Началась сессия "Единый фронт: год коренного перелома в борьбе с мошенничеством" на фестивале "Т-Двора" в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), ведущий представил участников.

16:19

Модератор сессии, ведущая телеканала РБК Елена Спиридонова отметила, что ровно год назад обсуждали, как решить проблему мошенничества в контексте трех ключевых направлений мошеннических атак: дропов, кредитов и телефонных звонков.

 

"Сегодня мы хотим обсудить, что нужно сделать для того, чтобы закрепить успех. Какие еще антифрод-удары необходимо нанести и как совершить перелом в тех точках коммуникации, которые пока остаются уязвимыми для атак", — сказала она.

16:20

В видеообращении к участникам сессии первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин рассказал, что прошедший год стал переломным в противостоянии телефонному мошенничеству благодаря слаженной работе государства, регуляторов и бизнеса. "Сейчас правительство готовит второй пакет законов, включая уголовную ответственность за преступления с использованием искусственного интеллекта. Это предупреждение тем, кто пытается прятаться за технологиями. Наша задача — сделать фронт против мошенников по-настоящему неуязвимым", — подчеркнул он.

16:23

Слово предоставили председателю комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергею Боярскому. Он отметил, что самый большой шаг по борьбе с мошенничеством, который сделан на текущий момент, — это ввод ограничений по владению физическими картами.

 

"Я считаю необходимым также закрепить ограничения на использование виртуальных телефонных номеров. Потому что они еще страшнее, чем мобильные. У них городские префиксы, таким номерам еще больше доверяют люди при звонках", — сказал он. Также он предложил ограничить хождение пластиковых карт для электронных платежей до пяти.

16:25

По словам Боярского, мессенджеры — это открытая дверь, в которую продолжают стучаться мошенники, они дозваниваются и вводят в заблуждение. "Мы приняли декларационную меру о том, что государственные органы, банки не имеют права связываться с гражданином через иностранные мессенджеры. То есть посыл такой: если вам через них позвонили и сказали, что это почта, банк или мониторинг, то это точно мошенники", — пояснил он.

16:28

В свою очередь заместитель начальника следственного департамента МВД России, генерал-майор юстиции Данил Филиппов рассказал об основных показателях киберпреступности. "Если брать конкретные цифры, то всего за 5 месяцев 2025 года зарегистрировано более 308 тысяч преступлений в IT-сфере. Из них более 189 — это дистанционные кражи и мошенничество. У нас первые 4 месяца была тенденция небольшого снижения. Но, к сожалению, за пять месяцев тенденция прекратилась", — сказал он.

 

Также он упомянул об основных направлениях деятельности по борьбе с киберпреступностью. Это технологическая защита внутри компаний, защита персональных данных и профилактическая работа с населением. "На мой взгляд, все это будет работать только в том случае, если все участники рынка и граждане будут соблюдать те законы, которые прямо предписаны законодательством или теми антифрод-системами, которые разработаны внутри каждой компании", — подчеркнул он.

 

Также он отметил, что самая большая проблема в кибермошенничестве — это утечки информации. "Мы в ходе следствия выявляем такой момент, что у нас не совсем урегулирована деятельность посредников, которые обслуживают больших глобальных операторов персональных данных", — сказал Филиппов.

16:32

Филиппов заметил, что необходимо регулирование деятельности "серых" курьеров, которые вовлечены в преступную деятельность. Также нужна технология для раскрытия дипфейков во время звонков. "Может, предустановка таких программ должна уже быть, чтобы человек мог определить дипфейк. Люди пусть сами решают, отвечать на звонок или нет", — отметил эксперт.

16:34

По словам начальника Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России, генерал-майора полиции Филиппа Немова, "коммуникация злоумышленников с нашими гражданами — это тот основной момент, на который мы обращаем внимание".

 

Он отметил, что с появлением платформы Роскомнадзора был решен вопрос подмены номера. Однако остается проблема доверия к мошенникам. "Тут надо просто брать и делать такие огромные баннеры, чтобы каждый человек знал, что государственные органы не звонят гражданам. Вот такая большая социальная реклама должна везде звучать, чтобы люди на подкорку записывали себе", — сказал он.

16:38

В дискуссию вступили пранкеры Владимир Краснов (Вован) и Алексей Столяров (Лексус). "Мы общались не несколько часов, а несколько дней с этими мошенниками на протяжении последнего года. То есть мы видели, как меняются скрипты, какие люди там работают, мы знаем, по сути, структуру типичного кол-центра, потому что нам не просто удавалось понять их методы, мы пытались еще установить диалог", — подчеркнули пранкеры.

 

По их словам, люди попадаются на уловки из-за утечек персональной информации и плохой информированности о деятельности организованных кол-центров с мошенническими схемами.

16:47

На площадке начался диалог, и Сергей Боярский отметил, что сейчас огромные силы будут брошены на то, чтобы создать альтернативу, которая будет не только повторять привычные сервисы популярных мессенджеров, но и уметь гораздо больше — взаимодействовать с государственной функцией. "Там будет цифровой ID, который можно будет использовать вместо бумажных документов", — объяснил спикер.

 

По его словам, предъявление ID — это путь крупных стран, таких как Япония, Корея, Китай, где национальные платформы вытеснили в конкурентной борьбе привычные мессенджеры. "На эту платформу у нас очень большие надежды ", — добавил Боярский.

16:48

Боярский также отметил, что, по его мнению, должен появиться запрет на сброс пароля от "Госуслуг" через СМС. "Должен быть либо визит в банк или МФЦ с паспортом, либо использование биометрии. Да, наверное, это не столь удобно, но, на мой взгляд, такого жизненного бытового сценария, в котором человеку надо постоянно менять пароль, не существует. Действительно: забыл — прогуляйся один раз в МФЦ, потом запиши его [пароль] на бумажке, убери на антресоль", — сказал он.

 

Боярский добавил, что если мы будем легкомысленно относиться к "главному цифровому паролю в своей цифровой жизни", то миллионы людей будут страдать от этого ежедневно.

16:54

Руководитель центра экосистемной защиты Т-Банка Олег Замиралов пояснил, что мессенджеры имеют большой арсенал противодействия мошенникам и функции могут быть даже самые простые. "В мессенджерах сейчас есть возможность не допускать до пользователя звонки, если они не из его контактной книги, но дело в том, что абсолютно у всех эта опция по умолчанию выключена. И за счет того, что о ней никто и не знает, никто ею и не пользуется, мошенники запросто звонят. Поэтому, мне кажется, начать можно с этого, но дальше развитие системы определения мошенничества достаточно широко", — добавил эксперт.

16:55

Директор по управлению уровнем фрода и гарантированию доходов ПАО "ВымпелКом" Петр Алферов отметил, что наблюдаются две основные метрики в рамках мошеннических атак — успешные и неуспешные атаки через телефонные звонки и мессенджеры. "Мы наблюдаем за двумя метриками. Первая метрика — это жалобы на мошеннические звонки. То есть мошенник позвонил абоненту, у абонента был высокий уровень аналитического мышления, он понял, что это мошенник, потеря денег не произошла. Но он нам сообщает, что вот такая попытка мошенничества состоялась", — пояснил Алферов. По его словам, распределение между звонками сейчас составляет 55% в звонковой телефонии и 45% в мессенджерах.

 

Вторая метрика — это количество успешных атак, когда звонок закончился потерей денег. "Там мы видим, что 81% успешных атак происходит в мессенджерах и 19% в телефоне", — отметил он. По его словам, мошенники используют в одинаковой степени и мессенджеры, и телефонию, чтобы дозвониться до своей жертвы. "Но мы видим, что через телефонию дозвониться гораздо сложнее, а через мессенджеры препятствий, чтобы достать свою жертву, практически нет", — сказал он.

17:00

Технологические игроки, которые находятся не в России, не заботятся о своих пользователях, пояснил директор по продуктовому развитию ГК "Солар" Владимир Бенгин. "Зачем нам нужен национальный менеджер? Да потому что нам нужна площадка и организация, которая сделает мессенджер, который будет заботиться о безопасности своих граждан", — заметил он.

 

По его мнению, цифровые сервисы должны быть в ответе за своих пользователей и абонентов. "Не государство, не какие-то третьи лица, а именно цифровой сервис", — добавил Бенгин.

17:03

Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Александр Шойтов сообщил, что мошенничество сейчас — это один из видов информационной борьбы против России, так как два самых популярных мессенджера принадлежат иностранным компаниям. Для решения этой проблемы граждане должны перейти на отечественный мессенджер.

 

При этом он добавил, что российский аналог должен быть удобен, устойчив в работе и защищен криптографически, в нем должны быть реализованы адекватные меры противодействия фродам. В таком случае граждане будут им пользоваться. "Все предпосылки есть для этого, но в отличие от иностранных мессенджеров, которые у нас есть, мы не владеем самой технологией. Чтобы добиться его безопасности, нужно предпринять необходимые усилия", — сказал он.

17:08

Эксперты затронули тему механизмов антифрод-защиты. Слово снова взял Сергей Боярский, он отметил, что сейчас в стране действует тайна связи, при этом есть возможность идти по пути согласия. "Мы часто звоним в организации, государственные и частные, где нас предупреждают: для улучшения качества обслуживания разговор будет записан", — пояснил спикер.

 

По его словам, нет глобальных утечек, в сеть не выкладываются "прослушки". "Но я бы, например, своему ребенку-подростку или своим пожилым родителям поставил бы галочку, и мне все равно, где ее ставить: у оператора связи или в государственной информационной системе. В этом смысле мы пойдем через путь согласия гражданина на то, чтобы государство в лице государственной информационной системы или вместе с операторами связи выполнило за него функцию защиты от мошеннических действий", — сказал эксперт.

17:12

Боярский считает, что через год-два не будет технологии, которая сможет различить фейк. "Ничто не сможет заглянуть в исходный код происхождения изображения или звуковой волны. И в этом смысле нас ждет только один путь: особым образом маркировать оригиналы", — отметил эксперт.

 

По его данным, нужно будет ставить невидимые знаки на свое изображение или голос и делать их доверенными. "В этом смысле наши национальные сервисы смогут установить такие системы, которые будут оригиналы доводить до конечного пользователя, и именно поэтому нам нужен свой суверенный национальный контур [безопасности]", — подытожил Боярский.

17:14

Александр Шойтов добавил, что необходимо определить, на кого возложить ответственность за утечку информации и ее объем. "Должны быть конкретные, понятные, однозначные критерии, по которым эта ответственность будет возложена на операторов. Это могут быть непосредственно какие-то характеристики трафика, которые они должны наблюдать и которые государство может впоследствии в суде рассмотреть, или реестр в той государственной информационной системе, которую мы сейчас создаем", — сказал он.

17:16

Директор по продуктовому развитию ГК "Солар" Владимир Бенгин сообщил, что в рамках профессионального сообщества есть запрос на рейтинги тех, кто занимается борьбой с фродом. "Все, кто профессионально занимается сейчас борьбой с фродом, прекрасно поименно знают, кто молодец, а кто совсем не молодец. Наверное, одно из желаний отрасли, профессионального сообщества, состоит в том, чтобы в рамках той же платформы или любого госоргана появились рейтинги. Чтобы мы наказывали не только рублем, а публичным именем. Когда у одних получается, а другие в четыре раза хуже. И это, кажется, тоже будет всех стимулировать", — сказал он.

17:18

Петр Алферов рассказал, что речевая аналитика — эффективная мера. "Мы совместно с Т-Банком тестировали их „Нейрощит“. Это действительно хороший инструмент. И мы видим, что там уровень детектирования мошенников достаточно высокий. Очень эффективный инструмент", — пояснил он, добавив, что работу нужно продолжить.

 

"Эффективность даже не в том, что мы какой-то звонок можем выявить именно во время разговора, понять, что это мошенник, и разорвать связь. Тут еще есть невидимая часть. Мы понимаем сразу, что вот с этого номера телефона звонили мошенники, и этот номер телефона попадает в базу мошенников", — подытожил Алферов.

17:22

Утилизация трафика необходима для того, чтобы делать мошенничество невыгодным, пояснил Олег Замиралов. "Если все операторы продолжат просто блокировать вызовы, то мы сильно ударим по мошенникам. Но, с точки зрения людей, о которых мы рассказывали, тех „звонарей“, которые сидят в кол-центрах, они не испытывают большой сложности, потому что есть автоматизированная система", — рассказал руководитель центра экосистемной защиты Т-Банка.

 

По его словам, сначала была сделана фабрика человекоподобных роботов. "Они разговаривали с мошенником вместо жертв, отвлекали его, там были разные персонажи. Но мы пошли дальше и сделали фрод-рулетку. Это сервис, который перехватывает мошеннические звонки и от первоначальных жертв, которым они предназначались, переводит их в пользователей этого сервиса", — отметил Замиралов.

17:25

В ходе дискуссии Сергей Боярский сообщил, что в Госдуме готовится большой пакет законопроектов по борьбе с киберпреступлениями. Его обсуждение запланировано на осень.

 

Обращаясь к предыдущим выступлениям, он акцентировал внимание на том, что не стоит бравировать разговорами с мошенниками, так как не каждый человек сможет выдержать их психологическое давление. "Я сам два или три раза разговаривал с мошенниками, получил огромное удовольствие, передал эти разговоры в службы безопасности банка. Но я очень вас прошу, не нужно бравировать и пытаться популяризировать игры с мошенниками. Не каждый человек способен реально выдержать натиск их психологических уловок. Поэтому давайте не будем, так сказать, рекламировать", — сказал он.

17:27

В свою очередь Александр Шойтов отметил три основные задачи в области безопасности. Первая — системная координация и взаимодействие всех заинтересованных сторон в рамках единых стандартов. Это поможет быстро передавать информацию от операторов к банкам, правоохранительным органам, чтобы в правоохранительные органы уже шли готовые досье, квалифицированные для принятия соответствующих мер. Также, по его мнению, в России должна быть собственная система ИИ, который может быть использован для тех операторов связи, у которых нет собственных антифрод-систем. И третья задача — это онлайн-информирование граждан.

17:29

"Мы ждем от профессиональных участников, чтобы они безусловно соблюдали правила, а от людей мы ждем осознанного поведения в этом новом виртуальном мире", — сказал в ходе дискуссии Данил Филиппов. "Здесь человеческий аспект, человеческий фактор, на который профессиональные участники рынка должны обращать внимание и не гнаться за прибылью в очевидных случаях, когда совершаются преступления", — подчеркнул он.

17:31

Олег Замиралов пояснил, что Т-Банк содействует запросам МВД, помогает в расследованиях. "На мой взгляд, важна совместная работа на предотвращение. Это значит не только выявить подозрительную операцию, но и приостановить ее. Не менее сложная задача — „расколдовать“, вывести из зомбированного состояния человека, который на самом деле прошел многочасовое погружение в обман со стороны мошенников. У нас есть обученные психологами специальные сотрудники, которые звонят таким жертвам. Есть даже представители, которые по России выезжают и лично объясняют", — обозначил руководитель центра экосистемной защиты Т-Банка.

17:33

Филипп Немов добавил, что МВД России уже имеет пилотные проекты по борьбе с дропами. "Это уже не просто профилактика, профилактическая беседа с дропами. Это будет конкретный материал с целью выявления признаков состава преступления по статье 187. Поэтому я напоминаю гражданам, участвующим в этой деятельности, что уголовная ответственность неотвратима", — сказал он.

17:36

В завершение сессии пранкеры Владимир Краснов (Вован) и Алексей Столяров (Лексус) продемонстрировали возможности фрод-рулетки и позвонили одному из мошенников, который не выдержал расспросов от пранкеров и быстро выключил телефон. "Вы знаете, там попадаются довольно разные персонажи. Их сейчас явно становится меньше, поэтому берут на работу кого попало", — отметили эксперты.