1 апреля в прокат выходит приключенческий боевик-детектив "Майор Гром". Майор полиции Игорь Гром (актер Тихон Жизневский) честен, умен и силен — правда, в своей погоне за справедливостью он может иногда переходить границы. Впрочем, его превышения полномочий выглядят детскими шалостями на фоне методов Чумного Доктора. Некто в характерной носатой маске лечит Санкт-Петербург от чумы беззакония самыми радикальными методами — отправляя на тот свет коррупционеров и прочих власть имущих, которые чихают на систему. Правда, от его врачеваний город хворает еще сильнее. Остановить сумасброда в маске Грому помогут блогерша-журналистка (актриса Любовь Аксенова) и напарник, словно реинкарнация Шурика из "Операции "Ы" (актер Александр Сетейкин).
В России и прежде предпринимали попытки создать местных супергероев (помянем недобрым словом "Черную молнию" (2009), например), но впервые у кинематографистов есть отечественный комикс-первоисточник в качестве опоры. К сборникам картинок про похождения качков в обтягивающих трико и сапожках на русской земле долгое время относились с сомнением. В 2011 году Артем Габрелянов рассудил, что нам все-таки не чужд подобный жанр, и основал издательство комиксов Bubble.
Как из комиксов получился фильм
Сперва Bubble радовало читателей юмористическими сборниками в картинках, но те почему-то не радовались. Сменить их гнев на подписку помогла переориентация на выпуск четырех супергероических серий. "Бесобой" рассказывал про москвича, намыливающего шеи демонам, "Инок" — про путешественника по старым эпохам, "Красная Фурия" — про воровку, заделавшуюся шпионкой, а "Майор Гром" — про питерского полицейского с большими кулаками и активными извилинами. Последний оказался особенно востребован публикой, и дела у издательства пошли в гору — несколько лет назад оно даже вышло на самоокупаемость (в 2020 году его выручка составила 44 млн рублей). Впоследствии, кстати, все супергерои перезнакомились между собой и объединились в рамках одной вселенной. Если "Майор Гром: Чумной Доктор" выстрелит в прокате, то со временем у нас может появиться отечественный аналог "Мстителей" или "Лиги справедливости".
На волне первых успехов в 2015 году Габрелянов решил, что пора переселять его героев на большой экран. В качестве примера для подражания он выбрал нынешнюю модель Marvel. Поначалу компания распродавала права на своих персонажей всем студиям подряд, которые вольны были делать с ними, что хотели. Потом ее боссы поняли, что можно создать собственную производственную контору и самим снимать так, как надо. Именно по такому принципу увидели свет Железный человек и прочие мстители. Поэтому Габрелянов открыл Bubble Studios, чтобы обеспечить своим героям трепетный переезд в кинематограф.
Первым экранизации удостоился "Майор Гром". Не только из-за читательской любви к нему, но и из-за сравнительно скромного бюджета, которого бы потребовала киноадаптация его приключений.
В качестве пробы пера Габрелянов выпустил получасовую короткометражку "Майор Гром" (2017), которая показала, что этот персонаж действительно интригует зрителей — 6 млн просмотров на YouTube. Правда, судить по ней о новом фильме не стоит, поскольку ее делали совершенно другие люди. Поменялся не только режиссер (пришел Олег Трофим вместо Владимира Беседина), но и исполнитель главной роли (Тихон Жизневский вместо Александра Горбатова).
Бэтмен без костюма и гроша в кармане
Игоря Грома спешат записать в супергерои, хотя у него нет никаких суперспособностей. Тому же Бэтмену в этом смысле тоже похвастаться особо нечем, но у него хотя бы есть костюм летучей мыши и много денег. У нашего супергероя нет ни того, ни другого. Зато он умеет думать, что можно сказать не о каждом. В критических ситуациях Гром останавливается и прикидывает различные пути решения. Отчасти это напоминает манеру Шерлока Холмса от Гая Ричи, визуализировавшего у себя в голове с помощью дедукции, как он будет лупить оппонента. В фильме Олега Трофима просчитывание возможных сценариев Громом показано не так стильно, но по-своему изобретательно — в основном подобные кадры служат в качестве обманок для зрителя или комических этюдов.
Когда смекалка бессильна, Гром пускает в ход кулаки. По сути, это абсолютно стандартный типаж своенравного полицейского, знакомый нам по американским фильмам и сериалам, — неуправляемый герой готов действовать не по уставу, чтобы задержать преступников любой ценой. Это, безусловно, клише, но всяческие шаблоны потому так и распространены, что они работают, когда их правильно используют. Майор Гром в исполнении Тихона Жизневского достаточно харизматичен, чтобы за его похождениями было интересно наблюдать.
Голливудские стандарты и русская душа
Во многом "Майор Гром" — это проект, сделанный по лекалам западной поп-культуры. Правда, раньше отечественные попытки подражать Голливуду выходили довольно бесславными и производили в лучшем случае снисходительное впечатление. "Майор Гром" же изготовлен действительно на совесть — произведение с динамичным, захватывающим повествованием, запоминающимися героями и качественной картинкой.
Любопытно, что первоначально Габрелянов собирался ориентироваться на американский рынок куда больше и хотел пригласить забугорных актеров. "Майор Гром" за рубежом вызывал любопытство, к нему присматривались и Netflix, и продюсер Харви Вайнштейн, до того, как он был отправлен восвояси с "фабрики грез". Правда, подобное сотрудничество неизменно привело бы к потере национального колорита — герою пришлось бы давать англизированное имя, а место действий переносить в США. Габрелянов посчитал это слишком большой жертвой, и майор Гром остался россиянином. За связь с корнями отвечают пейзажи Санкт-Петербурга и роковый саундтрек, который органично аккомпанирует бодрому действу в кадре.
Конечно, в плане затрат и постановки экшена российские картины не могут конкурировать с зарубежными блокбастерами — 600 млн в графе "бюджет" выглядят внушительно только в рублях. "Майор Гром" начинается с эффектной и разрушительной погони с бандитами в масках хоккеистов, словно из советского мультфильма "Шайбу! Шайбу!" (1964), но последующие сцены не отличаются особым размахом. Пиротехнические разборки с Чумным Доктором выглядят нестыдно (огонь в кадре, кстати, настоящий, пусть временами и усиленный компьютерной графикой), но не поражают воображение ни хореографией, ни съемкой.
Хотя можно отметить стильные операторские решения, такие как круговорот камеры в монтажной последовательности, где майор Гром ищет подозреваемых, выламывая двери с ноги.
Достойный антагонист
Несмотря на наличие разряжающих обстановку комических моментов, "Майор Гром" скорее близок не к фильмам Marvel с вечными шутками-прибаутками, а к нолановской трилогии о Бэтмене или к "V значит Вендетта" (2005). Не только из-за отсутствия сверхспособностей в сюжете, но и из-за сравнительно неглупой смысловой нагрузки. Идеологическое противостояние между главным героем и Чумным Доктором могло бы получиться даже еще более глубоким, если бы последний не ударился в откровенную психопатию. За противостоянием персонажей интересно смотреть, поскольку за каждым стоит своя правда. Оба стремятся очистить город от людей, которым закон не писан, неортодоксальными способами. А методы Чумного Доктора приносят ему даже народное обожание. Увы, его психическая нестабильность упрощает конфликт — в противном случае зрителю было бы куда труднее решить, кому отдать свои симпатии.
Пусть вас не смущает дата, когда "Майор Гром: Чумной Доктор" выходит в прокат. Российская команда кинематографистов действительно сняла классный кинокомикс — и это не первоапрельский розыгрыш.