13 апреля 2021, 16:30
Мнение

Ситуация вокруг Донбасса: Киев вновь ставит на Запад и играет по-крупному

Андрей Низамутдинов — о последствиях обострения ситуации на юго-западной границе России

Обстановка на юго-востоке Украины резко обострилась: в регионе проводятся военные учения, Верховная рада приняла закон, позволяющий провести срочную мобилизацию резервистов. А из Киева ежедневно звучат заявления, в которых традиционные требования укреплять боеготовность, чтобы противостоять "российской агрессии", перемежаются со столь же привычными обещаниями решать конфликт в Донбассе исключительно дипломатическим путем. Действительно ли в Киеве готовятся к войне, или речь об очередной пропагандистской шумихе, затеянной украинскими властями в надежде привлечь благосклонное внимание Запада?

Всюду клин

Два года назад, когда актер и шоумен Владимир Зеленский еще только вел борьбу за президентский пост, одним из его главных предвыборных обещаний было прекращение военных действий и мирное урегулирование конфликта с самопровозглашенными республиками в Донбассе, жители которых не приняли государственный переворот 2014 года (он же "революция достоинства"). Разумеется, избирателям были обещаны также экономический подъем, благополучие и процветание.

Избиратели поверили — во втором туре выборов Зеленский получил более 73% голосов. Понравился он и Западу: молодой, энергичный, подчеркнуто демократичный — словом, не чета предшественнику Петру Порошенко. Впрочем, уже скоро стало понятно, что разница между ними не так уж и велика. Они, конечно, не братья-близнецы, но в политическом смысле очень схожи. И потому не стоит удивляться, что к декабрю прошлого года рейтинг Зеленского упал до 27%, а в марте нынешнего года вовсе сократился до 24%. Кстати, рейтинг правящей пропрезидентской партии "Слуга народа" еще ниже — около 21%, то есть всего на 1,5% больше, чем у партии "Оппозиционная платформа — За жизнь". Хотя на внеочередных парламентских выборах, состоявшихся через пару месяцев после президентских, "слуги" одержали убедительную победу и смогли сформировать однопартийное большинство в парламенте.

Причина нынешнего обвала очевидна — избиратели разочаровались в Зеленском, который свои предвыборные обещания не выполнил. Вместо урегулирования конфликта в Донбассе он то заявлял о необходимости исполнения минских соглашений, то выдвигал предложения, в корне отличные от содержания этих договоренностей. Президент не только не порвал с националистами, выступающими за пересмотр основополагающих принципов урегулирования, но, напротив, словно занял их сторону.

Ничего не вышло и с обещанным процветанием — экономика продолжила свое падение. Только за первые два месяца 2021 года ВВП сократился на 2,8%, инфляция в марте ускорилась до уровня 8,5% годовых, внешний госдолг зашкаливает, коммунальные тарифы для населения непрерывно растут, а немногочисленные иностранные инвесторы не вкладывают деньги, а, наоборот, стараются поскорее их вывести.

Ситуация усугубляется пандемией COVID-19. Заболеваемость коронавирусом в марте вышла на рекордно высокий для Украины уровень. А кампанию по вакцинации населения украинские власти фактически провалили.

В общем, обстановка отлично описывается пословицей "Куда ни кинь — всюду клин". Что остается делать? Правильно, начать маленькую победоносную войну. А вернее говоря, сымитировать подготовку к ней, потому что даже самые горячие головы в Киеве не могут не понимать, чем грозит развязывание масштабных военных действий в Донбассе.

Ставка на повышение

Этим, собственно говоря, и занялись украинские власти. С конца февраля возобновились обстрелы территорий непризнанных республик, в регион стали перебрасывать подкрепление, проводить военные учения. Одновременно из Киева вновь зазвучали заявления о необходимости пересмотра минских соглашений, переносе переговоров по урегулированию из Минска в другую европейскую столицу, о выработке нового мирного плана, основанного исключительно на украинских интересах.

Цель всех этих действий, по-моему, очевидна — спровоцировать Россию на какие-то решительные шаги и одновременно вновь привлечь к себе внимание Запада, заручиться его не только политической, но и финансовой, а по возможности и военной поддержкой.

И надо признать, что ставка на повышение сыграла. Всерьез озаботившись военными приготовлениями Киева, Россия тоже приняла меры. Воевать, разумеется, никто не собирается, идея в том, чтобы остудить "кипящий разум" киевских стратегов и дать им понять: случись что, Россия не оставит без помощи и защиты жителей республик Донбасса, среди которых, кстати, уже многие являются обладателями российских паспортов.

Киеву только того и надо было. Там тут же сменили тон и принялись говорить о своем миролюбии, о невозможности военного решения конфликта, поскольку оно чревато жертвами среди гражданского населения. И одновременно воззвали к Западу: мы белые и пушистые, а настоящий агрессор — Россия.

И снова реакция оказалась вполне предсказуемой — Вашингтон заявил о поддержке "миролюбивой и демократической" Украины и пригрозил России, что ей в случае "агрессии" придется "заплатить цену". Высокопоставленные представители США, Германии и Франции даже потребовали от РФ отчитаться о передвижениях войск по ее территории. Заодно в Соединенных Штатах и Евросоюзе усилились разговоры о необходимости введения новых антироссийских санкций.

Подключились и СМИ, которые принялись рассказывать об "агрессивных приготовлениях" РФ. При этом не обошлось и без откровенных фальшивок. Например, телекомпания CNN репортаж о переброске российских подкреплений к украинской границе сопроводила кадрами, на которых запечатлен эшелон с украинскими танками, передвигающийся по территории Украины. Эта же телекомпания в другом репортаже показала, как президент Зеленский в бронежилете и каске бегает по "самым передовым позициям" украинских войск где-то в районе Мариуполя. Бывший актер выглядит в кадре вполне убедительно, вот только все сопровождающие главу государства почему-то без касок, да и перемещаются скорее ленивой трусцой, а не короткими перебежками.

Но в целом украинский президент может быть доволен — горячее желание "поработать на международный авторитет" принесло свои результаты. Правда, добиться проведения саммита в "нормандском формате" ему не удалось, но хотя бы состоялись телефонные переговоры с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Эмманюэлем Макроном. А главное — Зеленский наконец-то смог поговорить по телефону с президентом США Джо Байденом.

Почуяли вкус

Впрочем, аппетит, как известно, приходит во время еды. Одних только заявлений о поддержке Киеву показалось уже мало, и украинские руководители довольно бесцеремонно принялись объяснять Западу, что пора бы уже переходить от слов к делу.

В том же самом сюжете CNN Зеленский, обращаясь к Байдену, говорит, что тот "должен сделать больше" для сдерживания "вторжения России, которое может произойти в любой день". Украинский президент просит "больше оружия, больше денег на борьбу и, что особенно важно, больше поддержки для присоединения к НАТО".

Вслед за президентом о недостаточности одного лишь политического содействия заявил и министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. "Мы все должны понимать, что может настать фаза, когда выражения обеспокоенности будет недостаточно. Сейчас надо говорить о том, какой на практике может быть поддержка Украины в случае масштабного вооруженного обострения", — сказал он в эфире телеканала ICTV.

Вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина в качестве примера практической поддержки Украины назвала усиление санкционного давления Запада на Россию и прекращение реализации проекта строительства газопровода "Северный поток — 2".

Еще дальше пошел руководитель офиса президента Андрей Ермак, предложивший разместить на Украине американские зенитно-ракетные комплексы Patriot. "Украина держит оборону против России не только ради себя, но и ради Запада. Но где США размещают свои ракеты Patriot? Ближайшие находятся в Польше. Они должны быть здесь", — заявил он в интервью журналу Time.

Собственно говоря, к этому сводится лейтмотив заявлений, звучавших из Киева при Порошенко и продолжающих звучать при Зеленском: мы тут за вас сражаемся, а вы за это должны нам денег, оружия и "крышу".

При этом реально сражаться никто на Украине не рвется. Присутствует понимание неизбежности разгрома и осознание, что если Киев начнет первым, то Запад, по крайней мере его европейская часть, вполне может отвернуться и отказать в дальнейшей поддержке. А вот поддерживать конфликт в тлеющем состоянии, время от времени подбрасывая в топку дровишек или подливая масла, — именно такую задачу Киев, видимо, вполне готов и дальше брать на себя, требуя под ее исполнение все больше денег и оружия.

Да и Запад похоже такое положение дел тоже устраивает. Во всяком случае, вступать из-за Украины в открытое военное противоборство с Россией там точно никто не торопится. Но выступать с осуждающими заявлениями, обещать "преподать урок", вводить все новые санкции — это пожалуйста. Также можно еще время от времени подбрасывать деньжат, одаривать украинцев устаревшими вооружениями и военной техникой и делать символические жесты в виде отправки в Черное море пары военных кораблей.

Хотя, если бы Россия сама начала, то тогда… Но она не начнет. Семь лет, начиная с 2014 года, "агрессор" все никак не явится на войну с Украиной, не появится и впредь.

В общем, есть все основания надеяться, что нынешнее обострение в Донбассе не перерастет в масштабный военный конфликт.

Хотя опасения, конечно, остаются — в такой ситуации, как сейчас, любая провокация может стать той вспышкой, из которой непреднамеренно разгорится пламя. И чтобы этого не произошло, тем на Западе, кто действительно хочет мира, а не войны, следовало бы приструнить Киев, а не заверять его в полной и безоглядной поддержке. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru