Все новости

На учет в салоне. Почему регистрация автомобиля у дилера не получила популярности

Игорь Моржаретто — о плюсах и минусах постановки на учет транспортных средств без прямого обращения в ГИБДД

Возможность для автомобилистов ставить машины на учет прямо в салоне дилеров, о которой так много говорили в последние годы, пока распространения так и не получила.

Почти полтора года назад в силу вступило постановление правительства о регистрации транспортных средств. Оказалось, что дилерам эта широко разрекламированная услуга не особенно интересна. Они не спешат регистрироваться в качестве "уполномоченных организаций", оформлять документы, обучать своих сотрудников. Что еще более интересно, даже те немногие дилерские центры, которые такой статус уже получили, его практически не используют. По данным МВД РФ, в прошлом году все "уполномоченные организации" поставили на учет 19,9 тыс. автомобилей. При том что в стране было продано 1,5 млн легковых машин. Почему же не "пошел процесс", ведь такая форма вроде бы выгодна всем сторонам — и продавцам, и покупателям?

Давняя история  

Об идее регистрировать автомобили прямо у дилеров говорили давно. Собственно, такая услуга уже существовала (в полуофициальном виде) в первом десятилетии нашего века, но была запрещена приказом министра МВД как "коррупционная". А зря, ведь потребность в ней наблюдалась — можно было договориться с менеджером дилерского центра, и он с удовольствием (но за отдельную плату) брал на себя хлопоты по оформлению в ГАИ.

Три года назад в МВД решили ввести эту процедуру в законное русло, чтобы упростить жизнь покупателям. Функции по регистрации автомобиля оставались за ГИБДД, но дилеры (которые получили на то разрешение) могли подготовить документы и передать их в правоохранительные органы, а также самостоятельно изготовить номера. Все в выигрыше  — довольный автовладелец выезжал из автосалона на машине с номерами, а дилер зарабатывал на дополнительной услуге. Кроме того, снижалась нагрузка на регистрационные подразделения ГИБДД.

Ход процедуры

Технически выглядеть процедура должна была примерно так. После выбора покупателем машины специально обученный сотрудник удостоверят его личность и передает всю информацию об автомобиле и водителе в ГИБДД в цифровом формате. По регламенту у ГАИ есть два дня на обработку этих данных (но, как правило, хватает и одного). За это время там подготовят документы на машину и передадут их сотруднику дилерского центра (он обязан за ними приехать лично). Затем дилер либо сам печатает присвоенный автомобилю номер (если он получил на то право), либо заказывает табличку у компании-партнера. Остается только прикрутить номер на машину.

Продолжение

У владельца в любом случае остается выбор — зарегистрировать машину прямо в салоне (если у того есть такая услуга) либо обратиться в ГИБДД.

Подготовка ко вступлению в силу этих правил велась непросто. К сотрудникам дилерских центров, которые должны подготовить документы для регистрации автомобиля и осуществлять связь с ГИБДД, выдвигались серьезнейшие требования. Такой сотрудник должен иметь диплом о высшем (или в крайнем случае среднем специальном) инженерном образовании; пройти профессиональную подготовку, которая даст право на проведение осмотра транспортных средств; знать все об "устройстве, технических характеристиках, конструктивных особенностях, назначении и правилах эксплуатации" автомашин; владеть методиками "контроля технического состояния автомобиля и выявления признаков его неисправностей". Также ему необходимо хорошо разбираться "в технических требованиях и особенностях порядка внесения изменений в конструкцию машины" и "обладать знаниями в части классификации и системы обозначений транспорта, правил маркировки". Причем это далеко не полный список. 

Непростые требования предъявлялись и к организации "рабочего места" этого "спецсотрудника": нужно обеспечить отдельное помещение, которое будет отвечать самым строгим требованиям — решетки на окнах, система тревожной сигнализации и т.д. Отдельно и очень подробно оговаривались требования к замкам и сейфам.

В общем, вступление в силу закона даже пришлось переносить на полгода, и официально для дилеров такая возможность заработала только с 1 января 2020 года, когда начал действовать федеральный закон №283 "О государственной регистрации транспортных средств…"

Думаю, очевидно, что далеко не все из них быстро разобрались с требованиями ГИБДД. В итоге первые дилеры смогли получить статус "уполномоченной организации" только в марте 2020 года. Так совпало, что пришлось это как раз на начало полномасштабного режима самоизоляции в стране — включая закрытие дилерских центров на два-три месяца и обрушение авторынка на 60–70%.

С тех пор прошел год — российский рынок почти восстановился, только услуга регистрации авто непосредственно по месту покупки осталась почти невостребованной. На долю всех российских дилеров (а их около 3,5 тыс.) в прошлом году пришлось порядка 1,3% всех регистраций в стране. Так почему же она оказалась неинтересной?

Низы не могут, верхи не хотят

Я не знаю точно, во сколько обходится дилеру получение статуса "уполномоченной организации", но речь идет о десятках и сотнях тысяч рублей. Надо обучить сотрудника (курсы стоят от 20 тыс. рублей), закупить необходимое оборудование, программное обеспечение, подготовить специальное помещение. И что в итоге? Он будет предлагать покупателю, по сути, госуслугу, стоимость которой ФАС определила всего в 500 рублей.

Говорят, что решение по тарифам ФАС с МВД не обсуждала

Стоимость таблички с государственным номером тоже фиксированная: 2 тыс. рублей для легкового автомобиля и 1,5 тыс. рублей за номер для мотоцикла или прицепа.

В общем, особенно не заработаешь, но в ГИБДД считают, что главный плюс регистрации автомобилей для дилера в том, что продавцы могут привлечь больше довольных клиентов. А это серьезное конкурентное преимущество. Так-то оно так, особенно учитывая, что дилерская маржа при продаже нового авто мизерная и различий по цене одной и той же модели в разных салонах практически нет. Но это в нормальных, рыночных условиях; у нас же сейчас сложилась очень странная, "постковидная", экономическая ситуация. Можно сказать, что к нам вернулся дефицит.

Сейчас, в какой салон ни зайди, в шоу-руме представлено всего несколько автомобилей, причем, как правило, все максимально укомплектованы дополнительными опциями. Цена на эти "допопции" обычно составляет порядка 10% от стоимости самого авто, а то и выше. Но выбор для покупателя невелик: не хочешь покупать этот конкретный автомобиль — можно оставить заказ. Но ждать машину, возможно, придется несколько месяцев (из-за перебоев с комплектующими заводы часто не успевают выполнить все заказы в срок). При этом цена транспортного средства за это время может значительно вырасти. Ведь с начала года средняя цена нового автомобиля уже выросла на 9–12%. А за первую неделю мая, несмотря на выходные, о повышении цен объявили уже семь автомобильных марок.

И о каких тут "конкурентных преимуществах" может идти речь, когда правила игры определяет продавец?

Все дилеры сегодня дружно бросились зарабатывать, чтобы компенсировать потери за время простоя в прошлом году и по возможности "нарастить жирок" на будущее. Их интерес сейчас — продать как можно больше дополнительных опций (сигнализации, охранные системы, багажники, самые разные органайзеры для салона и багажного отделения) и предложить услугу постановки на учет. Но скорее по старой, уже проверенной схеме, когда клиент выписывает доверенность одному из менеджеров салона, он отвозит машину на эвакуаторе в ГИБДД и выполняет все необходимые действия. Стоит такая услуга чуть дороже, чем прописала ФАС, — в среднем 10–20 тыс. рублей. Как говорят мои знакомые в сфере, эта опция пользуется определенным спросом, особенно среди покупателей премиальных моделей.

Личный пример

Один мой коллега после тщательных поисков нашел нужный ему автомобиль — и сразу оплатил его в салоне известного столичного дилера. Хотел воспользоваться возможностью поставить автомобиль на учет прямо на месте, но за услугу у него попросили 15 тыс. рублей. Причем надо было оставить машину, документы, подписать доверенность и ждать два-три дня. Но он решил пойти проверенным путем — и не пожалел. Через сайт gosuslugi.ru записался на прием в ГИБДД, сам приехал туда и зарегистрировал автомобиль. На это, по его словам, ушло около полутора часов (с учетом очереди на площадке для сверки номеров). Обошлось это в 2850 рублей (госпошлина за услугу в МРЭО — 850 рублей и номера).

Продолжение

А помянутый федеральный закон №283 "О государственной регистрации транспортных средств…" только предоставляет дилерам такую возможность — стать специализированной организацией и помогать своим клиентам быстро и без проблем регистрировать автомобили, но никаких обязательств нет. В результате, например, у автосалонов группы "Рольф" есть статус уполномоченного партнера, и в них можно получить услугу по регистрации автомобиля. Только, как сообщили в пресс-службе, спрос на нее со стороны клиентов сейчас около 5% от всех проданных автомобилей. Хоть интерес к постановке авто на учет в салоне и растет.

Однако в большинстве дилерских центров (даже в тех, где есть статус специальной организации) продолжают предлагать клиентам регистрацию по старой схеме — с выпиской доверенности сотруднику

"Пока услуга не стала массовой по многим причинам, — считает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto и вице-президент Российской ассоциации автодилеров Денис Мигаль. — Да, регистрация автомобиля непосредственно у дилера может быть удобной и выгодной для автовладельцев, но пока не для самих дилеров. [Дело в] сложной процедуре получения специального статуса. Но, в принципе, я думаю, что она в перспективе может стать и более простой — идут по этому поводу переговоры. Пока дополнительные расходы не окупаются при нынешней цене услуги. Но опять же идут консультации с ФАС. Хотя в целом, повторю, оказание услуги по регистрации автомобилей в перспективе могут взять на себя многие дилеры. Но такое решение — дело добровольное".

Да, никто пока не может заставить продавцов в обязательном порядке взаимодействовать с ГИБДД. Однако и в самих автосалонах признают, что такие возможности сделают их более конкурентоспособными по сравнению с теми, кто этим заниматься не хочет. Только когда это произойдет?

Дефицит ведь, уверен, через несколько месяцев закончится. Неминуемо начнется уверенный рост продаж, и, соответственно, увеличится спрос на услуги по регистрации.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru