Все новости

Женская Венеция: в чьи объятия "улетели" львы фестиваля

Венецианский кинофестиваль объявил своих победителей, и, судя по списку лауреатов, в этом году жюри отдало предпочтение фильмам о женщинах

Пока Каннский фестиваль произвел у себя революцию, впервые в истории смотра вручив "Золотую пальмовую ветвь" единолично женщине — француженке Жулии Дюкурно за "Титана", Венецианский фестиваль идет далеко впереди и вручает свой главный приз женщине второй раз подряд. "Золотого льва" в этом году получила француженка Одри Диван за драму про аборт "Событие". В прошлом году главная награда Венеции ушла американке Хлое Чжао за фильм "Страна кочевников". В этом году Чжао вернулась на фестиваль в составе жюри основного конкурса, которое возглавил лауреат Канна и "Оскара", корейский режиссер Пон Чжун Хо.

Картина основана на одноименной книге французской писательницы Анни Эрно и рассказывает про Францию 1960-х годов и образцовую студентку Анну, которая собирается стать писательницей. На нее смотрят с надеждой и родители, всю жизнь тяжело работавшие, чтобы дать дочери образование, и преподаватели, предсказывающие девушке блестящую карьеру. Однако на пути у Анны возникает непреодолимое обстоятельство — она беременеет, а аборты в то время карались тюрьмой. Девушка решает не отступать и побороться за свое будущее.

Кадр из фильма "Событие" Venice Film Festival
Описание
Кадр из фильма "Событие"
© Venice Film Festival

"Событие" — далеко не первый фильм, обращающийся к такой непростой и резонансной теме. Только в прошлом году на "Сандэнсе" и в Берлине показали драму "Никогда, редко, иногда, всегда" американки Элизы Хиттман о девочке-подростке, которая решает сделать аборт втайне от родителей. Также сразу вспоминается обладатель "Золотой пальмовой ветви" и, наверно, один из самых страшных фильмов на эту тему "4 месяца, 3 недели и 2 дня" Кристиана Мунджиу о девушке, помогающей своей подруге сделать нелегальный аборт в Румынии времен Чаушеску.

"Событие" Диван похоже на смесь этих двух картин. Оно, как и работа Мунджиу, обращается к прошлому как к возможности прокомментировать настоящее и при этом избирает основательный подход Хиттман, детально рассказывая о шагах Анны на пути к цели. Режиссер никогда не отводит взгляд и показывает все, через что приходится пройти девушке, в жутких подробностях. "Событие" открытым текстом говорит о праве женщины на собственное тело и показывает, к чему приводит запрет абортов. 

На фоне изменений законодательства в Польше и новых жестких законов в Техасе жюри Венеции решило высказать свою позицию по этому вопросу и вручило главный приз важной и актуальной работе, освещающей эту проблему. В художественном плане "События" — довольно сухая и прямолинейная драма, и в своем решении жюри, скорее всего, больше руководствовалось ее смысловым наполнением и посчитало, что таким образом поможет обеспечить работе Диван большую огласку

Вообще распределение призеров в этом году получилось довольно "женским", что не может не радовать, — в основном конкурсе Венеции было много сильных и ярких фильмов, снятых женщинами-режиссерами. Так, "Серебряного льва" за лучшую режиссеру получила новозеландка Джейн Кэмпион, которая сняла лучший свой фильм со времен "Пианино" — "Власть собаки" о принятии себя и борьбе с травмами, которые наносят личности жесткие общественные правила и стереотипы.

Кадр из фильма "Власть собаки" Netflix
Описание
Кадр из фильма "Власть собаки"
© Netflix

А приз за лучший сценарий ушел дебютантке Мэгги Джилленхол за умную и тонкую драму "Пропавшая дочь" по книге Элены Ферранте. Речь Джилленхол была, наверно, самая трогательная за всю церемонию. Она призналась, что ее фильм родился именно в Италии, в том самом зале, где ей вручали награду. Режиссер прослезилась, когда рассказала о том, как подростком смотрела фильм "Пианино" Кэмпион, и поблагодарила ее за вдохновение. При этом женская проблематика заинтересовала не только жюри основного конкурса. Например, в секции "Горизонты" отметили драму "Полный рабочий день" Эрика Гравеля, который в лучших традициях Кена Лоуча смог сделать рассказ о буднях матери-одиночки увлекательным и напряженным.

Фаворит итальянских критиков "Рука бога" Паоло Соррентино был удостоен второй по важности награды — Гран-при жюри, а Филиппо Скотти, сыгравший в фильме главную роль, получил приз как лучший молодой актер. Скотти и его благодарственная речь так понравились жюри, что Пон Чжун Хо не удержался и воскликнул "как мило" со сцены. Лучшим актером стал филиппинец Джон Арсилья, снявшийся в эксцентричном триллере "На работе: Пропавшие 8". Проект явно был задуман как сериал, а потом переделан в фильм с внушительным хронометражем 3 часа 28 минут специально для фестиваля. Лучшей актрисой стала, вопреки прогнозам многих критиков, отнюдь не Кристен Стюарт, сыгравшая принцессу Диану в драме "Спенсер", а Пенелопа Крус за роль в новом фильме Педро Альмодовара "Параллельные матери".

Кадр из фильма "Параллельные матери" Кинокомпания Volga
Описание
Кадр из фильма "Параллельные матери"
© Кинокомпания Volga

Довольно конвенциональный выбор, учитывая, что Крус и Альмодовар уже столько лет работают друг с другом, и это не самый удачный их совместный проект. Я бы отдала приз Оливии Колман за ее блестящую работу в "Пропавшей дочери", но, видимо, жюри посчитало, что британка совсем недавно уже получила эту награду за роль в фильме "Фаворитка" в 2018 году. Самый скромный приз основного конкурса — спецупоминание жюри забрал домой итальянец Микеланджело Фраммартино за картину об исследовании пещеры в Калабрии "Дыра".

Российские фильмы призами, к сожалению, не отметили — без наград остался "Капитан Волконогов бежал" Натальи Меркуловой и Алексея Чупова и "Мама, я дома" Владимира Битокова в секции "Горизонты special". Зато картина Екатерины Селенкиной "Обходные пути" получил спецприз для молодых женщин-режиссеров в параллельной программе "Неделя критики". Конечно, награды — не цель фестиваля, и уже само участие в программе одного из главных смотров мира привлекает к проектам внимание продюсеров и дистрибьюторов. Но самое главное — чтобы они дошли до зрителя. С фильмами "Рука бога" и "Власть собаки" все просто — их можно будет посмотреть на Netflix, а вот, например, с победителем фестиваля или с "Пропавшей дочерью" Джилленхол дела обстоят сложнее. Еще не ясно, нашелся ли у них российский прокатчик.  

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru