2 марта 2022, 13:55
Мнение
Санкции в отношении России

Опыт работы под санкциями: что ждет российский авторынок

Игорь Моржаретто — о текущей ситуации на автомобильном рынке РФ и прогнозах по уходу иностранных компаний

Автопром одним из первых почувствовал на себе последствия недавно введенных в отношении РФ, ее компаний, банков и отдельных лиц санкций: зарубежные автопроизводители одни за другим объявляют о приостановке работы в России. Наряду с политическими причинами часто звучат и слова о серьезных проблемах с логистикой, о дефиците комплектующих, которые дали о себе знать особенно остро с приходом пандемии COVID-19.

Хроника объявленного ухода

Лично я отсчет по влиянию последних санкций начал с того момента, когда министр финансов Германии Кристиан Линднер заявил о необходимости практически полностью прекратить бизнес с Россией. Буквально на следующий день компании BMW, Mercedes-Benz и те, кто входит в группу WAG (Volkswagen, Porsche, Audi, Skoda), объявили о прекращении отгрузки автомобилей в РФ. Однако, по последним данным, почти все заводы, которые производят машины этих марок в РФ, все еще работают (у трех немецких автогигантов в России имеется четыре сборочных площадки). Возможно, какие-то дополнительные решения будут приняты в ближайшие дни.

Тем временем объявили о "временной приостановке продаж" в РФ и в представительстве британской компании Jaguar Land Rover.

Следом выступил концерн Daimler AG (производитель коммерческой техники Mercedes) с заявлением, что, поскольку КамАЗ помимо грузовиков и автобусов производит и военную технику, то он вынужден прекратить отношения с российским предприятием. Грузовики немецкой марки в Набережных Челнах больше собирать не будут. При этом нет какой-либо информации о планах выхода Daimler из капитала КамАЗа — у немцев 15% акций и множество совместных проектов. В их числе — кабины серии К4 от модели Mercedes Axor; двигатели, которыми комплектуются множество моделей (инвестиции немецкой стороны только в эти два проекта составляют более €100 млн). Также германский концерн поставляет широкую номенклатуру компонентов на КамАЗ. Соответственно, выход из проектов и капитала предприятия — вопрос очень болезненный и для немцев. Думаю, поэтому в этой сфере вопроса пока тишина.  

У КамАЗа и с другими фирмами из ФРГ имеется несколько общих бизнесов. Так, в Набережных Челнах с 2005 года работает совместное предприятие с компанией ZF Friedrichshafen ("ЦФ КАМА"), где собирают ряд моделей коробок передач для камских грузовиков; с Knorr-Bremse Systeme ("Кнорр-Бремзе КАМА") выпускает тормозные системы. Есть несколько общих предприятий и с американскими фирмами. Например, с Cummins (двигатели) и Federal Mogul (поршневые группы) — эти проекты тоже рискуют пострадать, но пока каких-либо заявлений не слышно.

Тем не менее, как говорится, надейся на лучшее, а готовься к худшему. Думаю, что у КамАЗа в запасе имеется план Б на случай ухода тех или иных компаний. По многим немецким и американским компонентам завод сможет найти (или уже нашел) аналоги в других странах. Прежде всего — в КНР. Такой опыт уже есть у Горьковского автозавода, который вот уже который год работает под санкциями и не только удерживает свою долю на рынке коммерческих автомобилей, но и представляет новые модели.

КамАЗ точно выдержит, даже в условиях самых жестких санкций. Разве что, как я предполагаю, на какое-то время будет вынужден отказаться от амбициозных проектов. Например, серьезно скорректировать проекты по производству электробусов и автобусов на водородных топливных элементах — как минимум по срокам. И дело не в том, что в той же КНР нельзя найти необходимые компоненты — можно. Причем многие детали уже выпускают и в России. Просто для подобных проектов требуются огромные деньги (свои, государственные или заимствованные), а их в ближайшее время будут явно направлять на другие нужды. Уместно будет сказать, что автомобильным заводам (и КамАЗу тоже) придется жить в режиме достаточно жесткой экономии.  

Вслед за Daimler о приостановке продаж в России объявили шведские компании Volvo Cars (легковые автомобили), AB Volvo (грузовая и строительная техника) и Scania (грузовики). При этом неприятным фактом является то, что принято решение об остановке на неопределенное время завода Volvo в Калуге, где производили грузовые автомобили для российского рынка.

Американский концерн General Motors также сообщил о приостановке экспорта своих авто в Россию. В GM ссылаются на "ряд внешних факторов, не зависящих от компании", которые стали причиной логистических проблем. И, естественно, в GM продолжают оценивать "последствия санкций, объявленных правительством США, а также более широкие экономические факторы, включая факторы безопасности". То есть новых Cadillac и Chevrolet (американской сборки) в ближайшее время у дилеров будет не найти. Не очень понятна судьба бюджетной линейки Chevrolet — завозят к нам с узбекского предприятия. Их продавали в отдельной дилерской сети и обещали расширить ассортимент с трех моделей до четырех-пяти в ближайшее время. Пока поставки идут в плановом режиме.

Любопытно, но ни одна из упомянутых иностранных компаний пока не объявила ни о закрытии российских офисов, ни об окончательном уходе из нашей страны. Правда, настроения у сотрудников, честно говоря, довольно упаднические.

Кто весомее

Россия до сих пор считалась одним из самых перспективных автомобильных рынков в мире — в начале прошлого десятилетия он стабильно занимал второе место в Европе. Например, в 2012 году у нас было продано 2,8 млн легковых автомобилей и мы уступали лишь Германии. Но, надо отметить, начиная с 2015 года цифры продаж существенно уменьшились. В 2021 году россияне купили 1,67 млн автомобилей. Хотя предполагаю, что взяли бы и больше, но помешал дефицит, вызванный последствиями COVID-19 по всему миру. Причем показатель прошлого года все же больше, чем во Франции или Англии, — пятое место в Европе.

Главные игроки на нашем рынке сейчас: корейский концерн Hyundai/Kia — в 2021 году продал 378 тыс. авто, российский АвтоВАЗ — 351 тыс. и альянс Renault — Nissan — Mitsubishi — 213 тыс. (Lada вместе с заводом входит в альянс, Renault владеет двумя третями акций АвтоВАЗа). Среди немецких производителей впереди группа Volkswagen с проданными 198 тыс. автомобилей. А дальше — Toyota с 117 тыс. авто.

Здесь необходимо остановиться, чтобы четче понять, что означает каждая из этих компаний для нашего рынка и что наш рынок — для них. Так, Toyota занимает немалые 7% российского рынка, но в мировых масштабах на нашу долю приходится всего 1,2%. Volkswagen на рынке РФ — это 12%, но Россия для VW — это только 2% мировых продаж. Hyundai/Kia вместе составляют 22,6% рынка РФ, а в мировом масштабе наша страна закупает 5,7% от всего, что производят эти две корейские компании (существенно!). Схожая ситуация и с Renault — 8% российского рынка и 4,4% всех продаж компании. Таким образом, согласно данным исследования руководителя немецкого Center of Automotive Management (CAM) доктора Штефана Братцеля, в случае ухода из России именно Hyundai/Kia и Renault— Nissan — Mitsubishi пострадают больше всех. Можно предположить, что эти концерны будут работать у нас, что называется, до последнего. К тому же именно они (наряду с VW) больше остальных вложились в производство в России.

По мнению профессора Братцеля, санкции в первую очередь приведут к еще более существенному нарушению цепочек поставок для российских производств. В некоторых случаях это способно привести к остановкам сборочных конвейеров, а значит, необходимо искать замену деталей, которые выпадают из системы. Тем не менее европейский автопром не останется в стороне — также ощутит последствия от санкций, в частности в связи с ростом цен на электроэнергию и нефть.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Стоит сказать, что ни одна страна в мире не выпускает все 100% комплектующих, необходимых для производства автомобилей. Это просто невыгодно. Существует мировая система кооперации.

Так, практически в любом российском автомобиле от 10 до 50% комплектующих — импортные. Стоит добавить и нынешнее колебание курса рубля. На фоне этого Минпромторг РФ заявил, что готовит некую помощь автокомпаниям — нельзя допустить, чтобы люди остались без работы. Санкции и ряд других обстоятельств заставляют и самих автопроизводителей искать выход из ситуации.

На АвтоВАЗе, например, давно трудятся над расширением сети поставщиков компонентов. На этой неделе работа сборочных линий была возобновлена в полном объеме. Конвейеры ГАЗа также работают в обычном режиме, подчеркнули мне в пресс-службе компании. У них уже накопился опыт по действиям в условиях санкций, удалось установить тесные контакты с альтернативными поставщиками, в первую очередь из Китая. Видимо, в КНР, Турции или Малайзии будут искать (а может, уже и нашли) поставщиков и для АвтоВАЗа. Это особенно важно, ведь сейчас поставки компонентов из Румынии организованы через восточноевропейские страны, которые крайне придирчиво относятся к грузам для российских предприятий.

При этом эксперты сходятся во мнении, что в любом случае завод в Тольятти может без проблем выпускать самые простые, но надежные автомобили — Lada Niva Legend и Niva Travel. В них практически нет импортных комплектующих. По некоторым моим сведениям, ряд зарубежных компаний рассматривает возможности поставки в РФ своих автомобилей, но уже под другими брендами. Это все же бизнес…

Без увиливаний скажу, что в сложившейся ситуации большая надежда возлагается на производителей из Китая — как по поставке качественных комплектующих, так и по продаже готовых авто. За последние несколько лет китайские автоконцерны совершили существенный рывок, и на нашем рынке представлено несколько интересных моделей — современных, экономичных и доступных. Буквально за год китайские компании сумели увеличить свою долю на нашем рынке почти в 2,5 раза (на фоне дефицита многих моделей из Европы и Кореи). И отступать с новых позиций ведущие китайские компании — Haval, Chery, Geely — явно не намерены, а возможно, еще и занять на рынке доли тех концернов, которые могут уйти.

Правда, сейчас все словно взяли паузу — притормозили поставки машин дилерам (хотя на складах они есть). Но обещают, что это ненадолго. В российском представительстве Chery, например, мне сказали, что компания продолжает работать в штатном режиме, счета дилерам на новые машины пока не выставляют, так как ждут стабилизации колебания курса рубля, чтобы определить новые цены (обещают, что они не будут пугающими).

Завод Haval в Тульской области работает в обычном режиме, без перебоев и остановок. Хотя из-за колебаний курса тоже принято решение приостановить отгрузку новых автомобилей в дилерские центры — до тех пор, пока ситуация не станет более стабильной, уточнили в пресс-службе компании. Продажи приостановили и иные производители, не только из КНР — все рассчитывают новые цены.  

Да, возможно, рынок новых машин в этом году ужмется, моделей станет меньше, вероятно, цены вырастут. Но выпуск и продажа не остановятся вовсе, на дорогах будут появляться самые разные автомобили — от традиционных отечественных марок до зарубежных. И что точно, как было ожидаемо и до введения последних пакетов санкций, в России будет все больше новых китайских автомобилей. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru