Запись субботнего телевизионного интервью кандидата в президенты Франции от "Национального объединения" Марин Ле Пен в коммуне Ле-Гозье на заморской территории республики в Гваделупе была нарушена неожиданным вторжением двух десятков сторонников независимости антильского архипелага. Манифестанты бесцеремонно отобрали у политика микрофон и в целом вели себя угрожающе. Охране пришлось срочно эвакуировать кандидата из холла отеля. Участники акции позже объяснили свои действия намерением помешать распространению заявлений Ле Пен в эфире, попутно обвинив правого политика в "расизме".
Действующий президент Франции Эмманюэль Макрон назвал поведение гваделупских демонстрантов "шокирующим" и "недопустимым". Французский лидер, баллотирующийся на второй срок, подчеркнул, что решительно осуждает любые формы насилия в предвыборных политических баталиях. Он призвал юстицию разобраться в произошедшем.
Инцидент произошел в самый канун теперь уже официально открывшейся в понедельник, 28 марта, избирательной кампании во Франции. С ее началом, ровно за две недели до первого тура президентских выборов — 10 апреля, вступило в силу правило о "равноправии" претендентов в эфире.
Стратегия кандидата
Марин Ле Пен, которую, согласно опросам, готов поддержать в первом туре почти каждый пятый французский избиратель, совершила экспресс-остановку на Антильских островах впервые после того, как десятилетие назад возглавила "Национальное объединение" (в ту пору еще "Национальный фронт"). Ее отцу и предшественнику в партийном руководстве Жан-Мари Ле Пену так и не удалось за полвека политической карьеры побывать на далеком архипелаге. Власти Мартиники отказали ему в конце 1980-х во въезде в заморский департамент Франции, заставив вернуться в Париж ни с чем.
Визит на Антильские острова его преемницы был призван показать, что процесс "дедемонизации" движения благополучно завершен. Более того, в ее окружении утверждают, что в современном поколении политических лидеров Франции Марин Ле Пен "единственная, кто всерьез интересуется жизнью заморских департаментов". Она регулярно поднимает вопросы о доходах населения и проблемах экологии архипелага, в том числе ущербе для окружающей среды от последствий применения на островных плантациях пестицида хлордекон.
Стратеги кампании, по всей вероятности, полагали, что заморские территории способны принести дополнительные голоса и повлиять на общий итог выборов. В этих расчетах они могли опираться на красноречивую статистику. Если, например, на президентских выборах в 2012 году за Ле Пен голосовали 5% населения Гваделупы, то в последнем президентском марафоне, который проходил пять лет назад, ее поддержали уже 14% местных жителей. В лагере кандидата, возможно, также рассчитывали, что визит в Ле-Гозье отвлечет внимание французской прессы от воскресного парижского митинга Эрика Земмура, основателя нового политического движения "Реконкиста" и соперника в борьбе за голоса правых. Успех на архипелаге представлялся предвыборному штабу тем важнее, что сам Земмур от посещения заморских департаментов предпочел отказаться.
До инцидента в гваделупском отеле кампания Ле Пен и в самом деле развивалась довольно успешно, по крайней мере в последние недели, укрепляя ее шансы пройти во второй тур. Свое внимание политик на этот раз сосредоточила на теме, которая волнует французов в первую очередь: покупательная способность в свете начинающегося энергетического и ожидаемого вслед за ним продовольственного кризиса.
Защитница фермеров
Власти, утверждает она, своими действиями фактически поставили соотечественников перед выбором: хлеб или отопление? Кандидат напоминает, что задолго до украинского конфликта она поднимала вопрос о росте цен на газ, электричество и бензин. Ле Пен требует защитить не только потребителей, но и французских фермеров, принесенных, по ее мнению, в жертву на алтарь "свободной торговли".
Политик акцентирует внимание на углубляющихся, по ее мнению, противоречиях между приоритетами Франции и Европейского союза. В своих выступлениях она критикует "мнимую эффективность санкций против России". В результате таких мер, предостерегает она, "французская деревня станет жить так, как раньше российская".
Она резко критикует бюрократическую политику Еврокомиссии, которая, на ее взгляд, оторвана от жизни. По ее убеждению, "брюссельские технократы заглядывают в Google, чтобы узнать, как выглядит корова". Поэтому их решения способны принести национальной экономике лишь вред.
В самой Франции Ле Пен констатирует рост противоречий между интересами столицы и провинциальных коммун. Как ей представляется, последние все больше сталкиваются с перспективой утраты самобытности и превращения в безликие пригороды мегаполисов. Инфраструктура больших городов в свою очередь не может справиться с натиском потока мигрантов, ростом преступности, взлетом цен, который, по ее словам, угрожает разорить миллионы соотечественников.
Правящие круги она обвиняет в "фискальном рэкете", связывая повышение налогов с ростом расходов на обустройство мигрантов, а также с расширением различных льгот тем, кто финансировал президентскую кампанию. Она критикует "преследование" французов с помощью неадекватных мер, как, например, запрет на старые автомобили в крупных городах.
Баллотируясь в третий раз, Ле Пен обещает не повторить собственной стратегической ошибки, допущенной во время прошлых выборов. Тогда, как считает большинство аналитиков, она проиграла предвыборную дискуссию с Макроном. Сама она объясняет это тем, что хотела объяснить французам, какой будет политика Елисейского дворца в случае избрания ее соперника, и могла поэтому показаться избирателям "излишне агрессивной". Ей же надо было больше внимания уделить аргументированному изложению собственных позиций, чтобы показать возможность альтернативного курса.
Сдвиг влево?
Ле Пен не сомневается в своих возможностях выйти во второй тур и в целом считает, что ее шансы на этот раз выше, чем прежде. "Мне кажется, что я никогда еще не была так близка к победе, как сегодня", — уверяет кандидат.
Если судить по предвыборной программе Ле Пен, то ее позиции в определенной степени сместились влево. Как подсчитали аналитики, две трети предлагаемых в программе мер направлены теперь на перераспределение доходов, укрепление системы здравоохранения и сферы услуг, поддержку покупательной способности. Политик обещает избирателям снижение налога на добавленную стоимость, повышение зарплат и льготы молодым работникам, специальный налог на нефтяные компании, увеличение пенсий. От одного из лозунгов предыдущей кампании — выход из еврозоны — Ле Пен отказалась. Теперь она склоняется к "польской модели", заявляя о приоритете национального права над европейским.
Надо признать, что влияние украинского кризиса на покупательную способность французов повышает внимание к предложениям Ле Пен. Хотя, как напоминают в Национальном центре научных исследований, ставку на антикризисную программу с набором социальных требований она сделала все же до начала конфликта на Украине, на пике пандемии COVID-19, последствия которой ослабили французскую экономику.
Спор не окончен
Подход Ле Пен на этот раз очевидно укрепил ее шансы выйти во второй тур, где ей, судя по всему, предстоит дуэль с бесспорным лидером социологических опросов Эмманюэлем Макроном. Она, кстати, встала на защиту президента, когда сторонники Земмура 27 марта в ходе митинга в его поддержку скандировали оскорбления в адрес действующего президента, называя его "убийцей" (подобные крики раздались после того, как Земмур зачитал список террористических атак последних лет, таким образом он, видимо, хотел проиллюстрировать отсутствие безопасности и необходимость более радикального подхода к преступности). "Это возмутительно, — заявила Ле Пен. — Макрона есть за что критиковать, но прибегать к таким оскорблениям недопустимо". Сам Земмур заявил, что не слышал подобных выкриков и "осуждает то, что говорила толпа в тот момент".
Согласно социологическим исследованиям, опубликованным в понедельник, 28 марта, Макрона поддерживают сейчас 28% избирателей, Ле Пен — 17,5%. Замыкает тройку лидеров опроса кандидат левого движения "Неподчинившаяся Франция" Жан-Люк Меланшон, заручившийся поддержкой 14% электората.
Примерно с такими же результатами эти политики подходили к первому туру и на предыдущих выборах. В активе у Земмура и главы столичного региона Иль-де-Франс Валери Пекресс пока по 10%. Еще дальше от цели остальные семь из двенадцати кандидатов, зарегистрированных для участия в выборах Конституционным советом.
Проиграв в 2012 и 2017 годах, Ле Пен не исключает своего третьего поражения. "Если меня не изберут, я не стану больше баллотироваться", — предупредила она. Но спор еще не окончен. В отличие от прошлых выборов, как показывают опросы, на этот раз особенно велик контингент избирателей, которые еще не решили, будут ли они вообще голосовать через две недели. Доля тех, кто пока намеревается оставаться дома, составляет рекордные для президентских выборов 36%. За их голоса и развернется борьба в канун первого тура. В распоряжении кандидатов — до наступления 9 апреля "дня тишины" — осталось 13 дней.