Каналы управления дронами, сотовая связь, закрытые цифровые линии передачи данных — все это поле сражения для новейших российских радиоэлектронных комплексов. Их воздействие на противника эфемерно, но глобально. Оно не убивает, но нарушает работоспособность, вызывает непонимание ситуации, приводит к ступору и панике.
Недавно Минобороны РФ рассказало о главной новинке спецоперации на Украине — системе радиоэлектронной борьбы (РЭБ) "Палантин". Это два десятка доверху забитых радиоаппаратурой "Камазов". Система после развертывания в боевое положение способна в полностью автоматическом режиме создать информационный купол над своими подразделениями, сканировать пространство в поиске сигналов работы радиоаппаратуры противника, проводить их селекцию и в итоге принять решение на подавление. Например, оставить без связи штабы украинской армии, заглушить связь с самолетом или вертолетом, посадить малоразмерный беспилотный коптер.
Свой характер
По данным Минобороны, с начала спецоперации российскими войсками было уничтожено 1163 беспилотных летательных аппарата — это как полноразмерные турецкие Bayraktar TB2, так и разные "магазинные" механизмы стоимостью в сотню долларов. Причем опасность последних не стоит недооценивать — из-за малых габаритов они могут долго оставаться незамеченными и отправлять, например, ручные гранаты. Так, "Панцирь-С", который сегодня в СВО на Украине является наиболее популярным средством тактической разведки, видит маленький коптер, но стрелять по нему ракетой или из пушки нерационально дорого. Все-таки для каждой цели должен быть свой калибр патрона. Системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) подходят на эту роль как никто другой.
Что же касается хваленых Bayraktar TB2 ("Знаменосец"), то машина, зарекомендовавшая себя в конфликте в Нагорном Карабахе как супероружие, на Украине, судя по всему, оказалась почти бесполезной. Да, дрон турецкого производства способен нести до четырех управляемых противотанковых ракет UMTAS с лазерным наведением или корректируемых планирующих высокоточных авиабомб Roketsan MAM-C, MAM-L, а также находиться в воздухе до 24 часов и поражать цели на расстоянии 8 км. Но он медленный, заметный для радиолокационных систем, а следовательно, легко поражаемый. С начала спецоперации, как сообщают в Минобороны, их уже уничтожили порядка 90 штук. Правда, это в большей степени заслуга зенитных ракетных комплексов "Панцирь-С", "Торм-М2" или "Бук-М3", которые в большей степени сегодня отвечают не только за противовоздушную оборону позиций союзных подразделений российской армии, ЛНР и ДНР, но и за безопасность освобожденных в ходе спецоперации городов. Буквально на днях силами ПВО удалось предотвратить удар украинскими комплексами "Точка-У" по Херсону.
К слову, о системах радиоэлектронной борьбы, кроме названий, не так много и известно. Например, про тот же "Палантин" военные пишут: позволяют "ослепить врага" в коротковолновом (КВ) и ультракоротковолновом диапазонах (УКВ), а также лишить его сотовой и транкинговой связи. "Помимо этого, комплекс наделен системообразующей функцией, то есть способен объединять различные комплексы РЭБ и радиоэлектронной разведки в единую рабочую сеть, что значительно повышает эффективность их применения", — отмечается на сайте российского военного ведомства.
Сетевой подход
Известно, что "Палантин" поставляется в армию РФ с 2019 года. Первые машины получили войска Западного военного округа. Разработчиком комплекса РЭБ стало АО "Концерн "Созвездие" — специализируется на изготовлении высокотехнологичных интеллектуальных систем управления и связи, средств радиоэлектронной борьбы и другого специального вооружения. Например, сегодня на "Созвездии" лежит задача создать единую систему боевого управления армией. Если утрировать, то предполагается, что у каждого солдата на запястье будет прибор, на который будет поступать информация о тактической обстановке, месте расположения противника, а также приказы командира отделения. Если взять еще глобальнее, то не только непосредственное командование, но и министр обороны будет видеть, где находится каждый его солдат, и сможет отдать ему непосредственный прямой приказ. Все эти технологии и гаджеты должны быть интегрированы в экипировку бойца будущего "Ратник". Некоторые из электронных элементов уже прошли обкатку в Сирии и, думаю, применяются и на Украине.
"Палантин" — тоже один из элементов глобальной военной экосистемы "Созвездия" (хоть пока и не такой компактный). Как рассказывают разработчики, при развертывании системы машины со специальным оборудованием размещаются вдоль линии фронта, далее запускаются генераторы, раскладываются 15-метровые антенные мачты, техника подключается к сети обмена данными. Аппаратура комплекса действует на расстоянии до 20 км, причем очень аккуратно — не мешая работе гражданской инфраструктуры.
Как я уже отмечал, комплекс работает в автоматизированном режиме — вскрытие и подавление линий радиосвязи, в том числе цифровых, он делает самостоятельно, также как и подбирает различные виды помех для систем навигации, управления войсками и радаров противовоздушной обороны. Оборудование "Палантина" противодействует и радиосредствам, построенным на основе SDR-технологий (Software Defined Radio), — такие комплексы связи обеспечивают передачу широкополосного сигнала с радиоприемника на компьютер и могут менять радиочастотные параметры оборудования с помощью программного обеспечения. Фактически это системы шифрования, обменивающиеся данными друг с другом на постоянно меняющихся частотах. Поймать их, выявить и настроиться на работу в меняющемся диапазоне сродни расшифровке кода немецкой переносной шифровальной машины "Энигма". Только "Палантин" делает это здесь и сейчас — в реальном времени. Помимо этого на базе SDR-технологий создаются информационные системы, распределяющие сигналы от спутников, радиостанций и источников сотовой связи стандарта GSM. А это значит, что "Палантин" работает в какой-то мере и в мобильных телефонах.
Его главная особенность заключается в том, что он способен объединить в единую рабочую сеть комплексы РЭБ "Москва", "Житель" и "Дзюдоист". Доподлинно сказать, что и как делают эти комплексы, не могу, но однозначно мешают всему летать, пересылать данные, в том числе и разговаривать по телефону. Эксперты утверждают, что "Палантин" в разы превосходит по своим возможностям все российские средства РЭБ предыдущего поколения и в настоящее время по боевым возможностям не имеет аналогов ни в одной армии иных стран.
Накидка для пехоты
Командующий американскими войсками в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес в свое время охарактеризовал российский потенциал РЭБ как "умопомрачительный". Думаю, это действительно так. У РФ, может, и есть некоторые сложности с микроэлектроникой, но что касается обычной электроники, мы никому не уступаем — например, в сфере радиолокационных станций (РЛС), специальной аппаратуры связи и, конечно, подавления. Так, с помощью РЛС типа "Воронеж" мы контролируем все, что происходит вокруг страны на Земле и в космосе на дистанции 6 тыс. км.
Любопытно, что на выставке-форуме "Армия" в подмосковной Кубинке машины РЭБ, по моим наблюдениям, обычно не привлекают повышенного внимания публики, в отличие, например, от танка Т-14 "Армата", БМПТ "Терминатор" или БТР "Бумеранг". Это другое, эта техника имеет пушки, ракеты, ажурную броню, а не только антенны. Тем не менее именно без РЭБ вся эта техника куда уязвимее.
Без радиоэлектронного противодействия сегодня не работает и авиация. В той же Сирии российские военные "обкатали" не одно устройство, обеспечивающее выживание авиатехники. Например, РЭБ "Рычаг", установленные на Ми-28Н, довольно легко подавляют системы наведения ранних образцов переносных зенитных ракетных комплексов, которыми располагают террористы ИГ (организация запрещена в России), советских ПЗРК "Стрела-2" и "Игла-1", а также китайских HN-5. Истребители Су-35 и фронтовые бомбардировщики Су-34 имели на законцовках крыльев комплексы "Хибины". Колонны автомобилей и бронетехники сопровождали комплексы "Инфауна", способные предотвратить подрыв радиоуправляемых фугасов. Авиабаза Хмеймим была надежно прикрыта комплексом "Красуха", способным за 250 км ослеплять самолеты и вертолеты противника, а также головки самонаведения высокоточных боеприпасов и крылатых ракет.
Возвращаясь к "Палантину", еще раз подчеркну, что это системообразующая машина. Она объединяет информацию, систематизирует и перераспределяет данные на те средства, которые с высокой вероятностью смогут выполнить подавление. Для понимания, аналогично работает зенитный ракетный комплекс С-400 "Триумф". Его средства радиолокации видят все, что происходит далеко за зоной ответственности ЗРПК "Панцирь", ЗРК "Тор" и "Бук". Именно он может дать им наводку на цель — зенитный ракетный комплекс не только встроен в сетецентрическую систему управления боем, но и выступает в качестве командного центра.
То есть мы видим тенденцию к созданию информационных систем, способных действовать в едином пространстве для решения общих задач. Понимая это, я часто задумываюсь: не это ли свидетельство того, что уже наступила эра думающих роботов, которую не так давно предвосхищал в рамках просветительского марафона "Новые горизонты" министр обороны РФ Сергей Шойгу?