10 июня 2022, 13:38
Мнение
Военная операция на Украине

Парламентские выборы во Франции: конец системы де Голля?

Дмитрий Горохов — о том, станет ли Пятая республика Шестой

Разрыв между основными избирательными блоками в канун предстоящего 12 июня первого тура парламентских выборов во Франции сократился до минимума. Согласно последним социологическим опросам, правящая коалиция "Вместе!" (президентское движение "Ренессанс" и союзные ему центристы) может получить в воскресенье 27%, а ее основной соперник — оппозиционный Новый народный экологический и социальный союз в составе левых партий — 26,5% голосов.

Каждая из сторон верит в возможность завоевать большинство мандатов в Национальном собрании (нижней палате парламента), насчитывающем 577 депутатов. Лидер левого альянса Жан-Люк Меланшон обещает смену парадигмы в случае победы его блока. Кроме его собственного движения "Неподчинившаяся Франция" в этот союз входят также Социалистическая партия, Французская компартия и объединение "Европа — Экология — "Зеленые".

Одно из обещаний левой оппозиции — переход от президентской системы Пятой республики, основанной в 1958 году архитектором современной Франции генералом Шарлем де Голлем, к парламентскому режиму. Меланшон предлагает усилить контроль парламента за исполнительной властью, предоставить французам право голосовать с 16 лет и ввести в практику "референдумы гражданской инициативы". Другие предложения левых включают повышение минимальной зарплаты до €1,5 тыс., введение контроля за ценами, расширение штатов медицинских работников и учителей. Блок также выступает против предлагаемого правительством повышения пенсионного возраста с 62 до 65 лет.

Чтобы осуществить эту программу, левый альянс должен завоевать не менее 289 из 577 мандатов. В этом случае, как предупредил Меланшон, он будет просить у президента республики Эмманюэля Макрона мандат на формирование кабинета министров.

Ключи от Матиньонского дворца

Насколько реален план? Франция знала периоды, когда президент и премьер принадлежали к противостоящим партиям. В последний раз такое "сосуществование" (cohabitation), как называют его во французской политике, пришлось на первый мандат президента Жака Ширака, последователя де Голля. При нем в течение пяти лет — с 1997 по 2002 год — во главе правительства стоял социалист Лионель Жоспен, безуспешно пытавшийся затем возглавить республику. Позднее Жоспен признавал, что "в долгосрочной перспективе "сосуществование" нельзя считать оптимальной системой".

Возникла эта форма соучастия в управлении в период полномочий президента-социалиста Франсуа Миттерана. При нем пост премьера занимали его политические оппоненты: Ширак в 1986–1988 и Эдуард Балладюр в 1993–1995 годах. Периоды "сосуществования" были отмечены конституционными реформами. Так, в 2000 году в правление Ширака и по его инициативе срок полномочий президента был сокращен с семи до пяти лет.

Сможет ли власть игнорировать самовыдвижение Меланшона на пост премьера? В Елисейском дворце обращают внимание на тот факт, что сам руководитель левого альянса не баллотируется в парламент. Макрон заметил на этот счет, что "нельзя выиграть выборы, в которых не участвуешь". Кроме того, как подчеркнул он, президент сам выбирает кандидата в премьеры из числа депутатов, и никто не может навязать ему кандидатуру.

Оппоненты, однако, убеждены, что все зависит от того, кому в итоге будет принадлежать большинство мест в нижней палате. Если победу одержит правящий блок "Вместе!", то портфель премьер-министра сохранит Элизабет Борн. Менее месяца назад — 16 мая — она приняла у своего предшественника Жана Кастекса ключи от Матиньонского дворца — резиденции премьера. Центром власти останется, однако, резиденция президента — Елисейский дворец.

В парламентские одежды

Напротив, если большинство мест в парламенте будет принадлежать сторонникам Меланшона, президенту, считают эксперты, придется выбирать премьера из их числа. В этом случае Франция вернется к политическому "сосуществованию". В Конституционном совете разъясняют, что центр тяжести тогда переместится из Елисейcкого в Матиньонский дворец, а сама республика обрядится в парламентские одежды.

Это не будет означать утраты главой государства всей полноты власти. У него сохранится право утверждать решения правительства, но Франция перейдет к диархии — фактическому равенству статуса высших должностных лиц государства. Доменом президента останутся оборона и внешняя политика. Конституция закрепляет за ним статус Верховного главнокомандующего и председательство в Советах национальной обороны и внутренней безопасности. Он ратифицирует договоры, назначает послов, а зарубежные государства аккредитуют при нем своих представителей.

Но обширны и права премьера. Он дает поручения министрам, под его руководством готовятся проекты законов. Он же руководит государственной администрацией, назначает на гражданские и военные посты. С вступлением на этот пост Элизабет Борн к полномочиям премьера — дань дискуссиям о борьбе с изменениями климата — добавилось руководство "экологическим и энергетическим планированием".

По мажоритарной системе

Выборы проводятся в одномандатных округах по мажоритарной системе. Согласно прогнозам второго тура, ни одна из партий не может с уверенностью рассчитывать на абсолютное большинство мест в Национальном собрании. Ближе других к этой цели блок "Вместе!" — он может завоевать на выборах, согласно прогнозам, от 250 до 300 депутатских мандатов. Сейчас партия власти располагает в нижней палате 346 мандатами.

Сторонники Меланшона могут рассчитывать на фракцию численностью до 215 депутатов. Сейчас у левого лагеря в парламенте — 76 мандатов.

"Национальное объединение" Марин Ле Пен на этот раз на третьем месте в прогнозах и пока рассчитывает на голоса 19,5% избирателей. В ее фракции в нижней палате может оказаться по итогам выборов до 45 парламентариев вместо восьми, как в настоящее время.

Ни правое движение "Реконкиста" Эрика Земмура, ни стоящие на правоцентристских позициях "Республиканцы" не примкнули ни к одному из предвыборных альянсов и идут на выборы самостоятельно.

Проанализировав список кандидатов, журнал Le Point сформировал коллективный портрет претендентов. Женщины составляют среди них 44%, мужчины — 56%. На долю служащих и представителей интеллектуальных профессий приходится 48%.

Средний возраст кандидатов — 49 лет. Старшей из них — представительнице экологического движения Моник Пелтрио, баллотирующейся в Арденнах, — недавно минуло 92 года. Младшей — пока еще лицеистке Рафаэль Роза — исполнилось 18 лет.

Динамика кампании

По мнению предвыборных аналитиков, наиболее динамичную кампанию провел лидер левого альянса. На президентских выборах он получил в первом туре 22% голосов и фактически не так сильно отстал от лидеров — Макрона и Ле Пен. Но сейчас, по признанию оппонентов, политик гораздо дальше продвинулся в своем походе за право управлять страной.

Яркий полемист, он намеренно обостряет дискуссию, не оставляя никого равнодушным. В итоге лидер левой оппозиции собирал самые большие аудитории в ходе кампании, далеко за пределами традиционной базы левых. Но проявится ли этот успех в день выборов?

Кампанию партии власти возглавила премьер Элизабет Борн. Инженер по образованию, она прежде последовательно руководила тремя ведомствами — Министерствами экологического перехода, транспорта и труда. Ее компетентность и эффективность не вызывают ни у кого сомнения. Но даже в близком окружении не так многие могут утверждать, что хорошо знают премьер-министра.

После назначения главой кабинета Борн провела много времени в поездках, в том числе в департамент Кальвадос, от которого баллотируется в парламент. Макрон уже предупредил, что в согласии с традицией министры не смогут сохранить посты, если проиграют в избирательных округах.

Фактор Макрона

Международные вопросы не занимали центрального места в кампании. Как отмечают политические аналитики, участвующие в ней партии в основном солидарны с внешнеполитическим курсом Макрона. Французский лидер подсчитал, что провел за последние полгода "не менее сотни часов" в телефонных переговорах с президентом России Владимиром Путиным. Выражая убеждение, что Париж должен выполнять роль посредника в конфликте на Украине, он надеется "проложить путь к выходу из кризиса с помощью дипломатии".

В особенности на последнем этапе избирательного марафона перед первым туром президент активно включился в кампанию, чтобы поддержать партию власти. Во вторник он собрал за обедом в Елисейском дворце премьера и ключевых министров, чтобы обсудить, как быстрее сформировать Национальный совет перестройки, о планах создания которого для поддержки реформ он сообщил в интервью региональной прессе.

Первой среди проблем, решением которых займется совет, станет защита жизненного уровня населения в условиях роста темпов инфляции. Как объявил президент, летом будут приняты новые законы о защите покупательной способности и о мерах в сфере энергетики. Совет сосредоточит внимание на "крупных стройках": реформах в поддержку производства, охраны природы, укрепления сектора государственных услуг.

Кампания "Национального объединения" набирала обороты медленнее, чем конкуренты. Но в последние дни Марин Ле Пен перешла в наступление, направив стрелы в вопросах экономической политики в равной мере против партии власти и ее левого оппонента Меланшона. В своей программе она чередует правые и левые требования, обещая защитить сектор услуг, не повышать пенсионный возраст, уменьшить НДС на бензин. Ле Пен сохраняет своих сторонников. В ее округе за нее готов голосовать 51% избирателей, что обеспечивает ей избрание уже в первом туре.

Основные политические соперники фактически решают на выборах разные задачи. Провластный блок "Вместе!" надеется завоевать собственное большинство мандатов. "Национальное объединение" хотело бы впервые создать собственную фракцию в парламенте (до этого у нее не было достаточного числа депутатов). Левый альянс, выдвигающий как задачу-максимум создание собственного кабинета, рассматривает в качестве задачи-минимум такую квоту голосов, которая гарантирует оппозиции усиление влияния в национальной политике.

И каждый из трех блоков, как показывает динамика кампании, не так далек на этих выборах от своих целей.