Правительство и Центральный банк Японии примерно десять лет назад объявили о своей мечте — добиться наконец-то роста потребительских цен в стране. Постановка такой цели звучала, конечно, дико для большинства других государств, для которых инфляция — почти постоянная головная боль. Однако Япония на фоне невысоких темпов экономического роста с прошлого века жила в условиях практически не менявшихся цен, в чем местные экономисты видели корень многих бед, проявление хозяйственной вялости.
В этих условиях Центральный банк Японии поставил экзотическую цель — добиться ежегодной инфляции в размере хотя бы 2%. Предполагалось, что рост цен вначале повысит доходы бизнеса, затем приведет к повышению зарплат служащих, мощному расширению потребления и общему экономическому рывку. Добиться 2% инфляции долгие годы никак не удавалось, что вызывало шуточки в адрес национального Центробанка.
Растительное масло — в полтора раза, майонез — на 30%
Однако сейчас смешки прекратились — рост цен вышел на заветную черту в 2% и даже слегка превысил ее, но это не вызвало радости ни у правительства, ни тем более у населения, которое почти ежедневно сейчас бомбардируют сообщениями о подорожании то колбасы, то мороженого, то обедов в популярных закусочных. Во всех супермаркетах Японии отмечен небывалый, давно забытый в стране рост цен.
За год по конец мая 2022 года, например, растительное масло подорожало в полтора раза, майонез — на 30%, макаронные изделия — на 14%, хлеб в пачках — на 9%, констатируется в докладе базирующегося в Токио статистического центра True Data. Дорожает продовольствие из самого привычного рациона японцев, которые вовсе не едят с утра до вечера сырую рыбу, а скорее привыкли закусывать сэндвичем из поджаренного подорожавшего хлеба с тоже подорожавшей ветчиной, подорожавшими овощами и упомянутым выше подорожавшим майонезом.
Рост цен, вопреки планам властей и Центробанка, вызван факторами, которые они не в состоянии эффективно контролировать, поскольку те связаны с процессами, происходящими за границей. Во-первых, это нынешнее глобальное и весьма существенное подорожание продовольствия в мире, которым Япония в пересчете на килокалории самостоятельно обеспечивает себя всего на 37%. Это самый низкий уровень за всю историю страны, что во многом связано с изменением пищевых пристрастий населения — оно стало резко больше потреблять мяса, хлеба, спагетти. А именно говядина, свинина, зерно во многом поступают из-за границы, в основном из США и Китая.
Импорт становится все дороже
И тут вступает в силу второй фактор нынешнего роста цен в Японии — резкое падение курса национальной валюты по отношению к доллару и евро. Иена подешевела до самого низкого уровня за последние 20 с лишним лет.
Это связано с растущим разрывом в размерах учетных банковских ставок в США, Евросоюзе и Японии. Ведущие страны Запада взвинчивают эти показатели, чтобы сделать кредит более дорогим и недоступным, сбивая тем самым резко растущую инфляцию. Однако Банк Японии намерен по-прежнему проводить политику практически бесплатного кредита, надеясь активизировать тем самым внутреннее производство и инвестиции.
В результате инвесторы по всему миру активно покупают номинированные в долларах и евро ценные бумаги, доходность по которым резко возросла. Это ведет к росту курсов западных валют. А японские закупки того же иностранного продовольствия становятся все более дорогими — импорт требует непрерывно растущего количества дешевеющих иен.
Жаловаться пока рано
Ситуацию невероятно усугубляет и нынешнее взвинчивание мировых цен на нефть и природный газ. Они и в долларах-евро стоят сейчас очень дорого, однако при пересчете в иены по актуальному курсу закупки энергоносителей становятся еще более накладными. Напомню, что Япония не имеет своих собственных ресурсов такого рода.
В апреле импорт страны в денежном выражении подорожал более чем на 28%, что стало рекордным месячным показателем за всю национальную историю. Япония уже девять месяцев подряд страдает от дефицита торгового баланса — ее весьма внушительный экспорт не поспевает за ростом цен на энергоносители и продовольствие.
Правительство страны обещает принять меры: запускается механизм дополнительной поддержки собственных фермеров — в первую очередь для увеличения производства зерна и мяса. Вводится система материального поощрения предпринимателей, которые добиваются существенной экономии электроэнергии.
Однако рост внутренних цен, в первую очередь на продовольствие, похоже, пока будет продолжаться — только что, например, с огромными извинениями о предстоящем подорожании своей продукции с поклонами объявило руководство крупнейшего в стране производителя консервов. Впрочем, японцам пока все же грех жаловаться — общий индекс роста цен лишь слегка превышает черту в 2%, о достижении которой долгими годами мечтало руководство Банка Японии.