Несколько лет назад открывать двери голосом и расплачиваться за покупки улыбкой можно было только в фантастических фильмах. Запрос рынка на скорость и простоту привел к тому, что сегодня это уже практически обыденность — по крайней мере, для некоторых стран.
Так, в Индии к системе биометрической идентификации подключены более 1,2 млрд человек — то есть почти 99% взрослого населения страны. Они могут записаться к врачу, перевести деньги и открыть юрлицо без документов — с помощью отпечатков, радужки глаза и других индивидуальных параметров. В Китае и вовсе без биометрии трудно уже представить себе жизнь — будь то проезд в метро, заказ еды или оплата налогов. По подобной траектории развиваются Индонезия, Сингапур, США, Мексика, Канада и другие государства.
В России также стремятся использовать уникальные физиологические особенности человека — пока тестируя разные модели в Москве — как для персонализации доступа и выявления "нежелательных элементов", так и для ускорения бизнес-процессов и улучшения клиентского опыта. Например, в начале июля столичный Департамент транспорта сообщил, что за первые шесть месяцев 2022 года пассажиры московского метро совершили свыше 13 млн поездок с помощью системы Face Pay.
Привычка на сегодня
Отечественный рынок биометрии активно развивается последние несколько лет — с ее помощью россияне уже могут брать кредиты, подписывать документы, проходить в аэропорты и метро, не говоря уже о разблокировке гаджетов и отдельных приложений.
При этом, в отличие от международной практики, где на первом месте стоит сканирование отпечатков пальцев, в России наибольшей популярностью пользуется распознавание по лицу: за последние годы соответствующих решений стало больше в шесть раз. Так, по данным J’son & Partners Consulting, в 2019 году они занимали около 50% всей российской индустрии биометрии, тогда как на отпечатки пальцев приходилось только около 30%. В дальнейшем среднегодовой рост всей ниши может превысить 60%, прогнозирует компания RecFaces, которая специализируется на разработке биометрических технологий для бизнеса.
Помимо государства активными участниками рынка стали в первую очередь финансовые и мобильные операторы, представители сферы коммерческой недвижимости, а также производственные и транспортные компании. Впрочем, приоритеты у них разные. Если банки обратились к биометрии, поскольку постоянно ищут новые способы коммуникации с потребителями и хотят оказывать услуги удаленно, то промышленные комплексы, транспортные объекты и критическая инфраструктура приоритет отдает ограничению доступа для посторонних: открытие аккаунтов только определенной группе, отслеживание нарушителей или ускорение верификации.
Планы на завтра
Постепенно к биометрии обращаются и в других сферах: ретейле, медицине, гостиничном и ресторанном бизнесе (HoReCa), а также даже в учебных учреждениях. В перспективе сценариев вовлечения будет множество: от онлайн-мониторинга самочувствия до персонализации образовательных треков.
Сейчас для этого закладывают базу пилотами и экспериментами: магазины учатся "узнавать" клиента на кассе и делать индивидуальные спецпредложения, больницы и поликлиники стремятся обезопасить чувствительные данные и продвинуть телемедицину, а школы и университеты хотят защитить территорию от непрошеных гостей и сделать пространство удобнее. У HoReCa особенный интерес: ускоренная регистрация и номера, открывающиеся силой взгляда, сулят большую выгоду для отелей, к тому же заведения интересуют продвинутые программы лояльности. А некоторые крупные автопроизводители тестируют проверку водителя — например, если за рулем автомобиля окажется чужак, система заблокирует двери, чтобы нарушитель не сумел скрыться.
Несмотря на определенные успехи, дальнейшее проникновение биометрических решений в России будет во многом зависеть от поведения регуляторов и популяризации технологии. Пока что отношение к сбору и использованию физиологических данных неоднозначное — особенно вне банков и госуслуг, к которым население уже привыкло.
Возьмем, к примеру, проект Сбербанка "Ладошки" — систему безналичной оплаты в школьных столовых, благодаря которой ученики могут оплачивать обеды не наличностью, банковскими картами или гаджетами, а рисунком вен на ладони. По задумке организаторов, так столовые станут оперативнее обслуживать посетителей, а дети не будут терять деньги и карточки, у родителей же появится дополнительная возможность быть в курсе о том, как питается их ребенок. К осени 2020 года систему установили больше 600 школ по стране, но, как пишут СМИ, пока что проект не нашел массовой поддержки — родители все еще с подозрением относятся к обработке данных.
Перспектива на десятилетие
Говоря о биометрических данных, важно понимать, что это не только расположение глаз, носа, рта и вен — но еще и манера говорить, походка, мимика и многие другие отличительные особенности, вплоть до силы нажатия клавиш и динамики подписи. Такая биометрия называется поведенческой — и хотя ее только недавно начали использовать, она считается наиболее защищенной от мошенников.
Современные решения на основе машинного обучения уже умеют идентифицировать пользователей исходя из их поведения в Сети, а с появлением мощного искусственного интеллекта преступник не сможет выдать себя за кого-то другого — например, так, как это сделали двое жителей КНР. Как сообщает The Xinhua Daily Telegraph, они покупали фотографии и личные данные соотечественников на черном рынке, создавали дипфейки, что помогло им манипулировать налоговой информацией и обманывать государственную систему распознавания лиц на десятки миллионов долларов.
Итак, биометрия будет приживаться там, где важна персонализация, уместно самообслуживание и необходима особенная защита. Конечно, при условии того, что текущие пилоты помогут удешевить технологию и упростить ее внедрение — и если, что еще важнее, удастся исключить погрешности, оградиться от злоумышленников и построить разумную систему сдержек и противовесов, чтобы избежать злоупотреблений контролем.