21 июля 2022, 16:51
Мнение

Украинские беженцы потянулись домой: что их гонит назад

Андрей Низамутдинов — о разочарованиях граждан Украины в загранице

Потоки украинцев, приезжающих в Европу и уезжающих из нее, практически сравнялись, констатировала на днях еврокомиссар по внутренним делам Ильва Йоханссон. "По количеству пересечений границы между Украиной и ЕС мы вернулись к довоенному, доковидному уровню, сейчас практически одно и то же количество людей приезжает в ЕС и выезжает из него", — сообщила она. Согласно приведенным ею цифрам, после начала российской спецоперации примерно 6,7 млн украинских граждан въехали в Евросоюз и порядка 3,5 млн человек вернулись обратно.

За этой скупой статистикой кроются два очевидных факта: с одной стороны, европейцы начинают постепенно уставать от проблем и тягот, вызванных наплывом беженцев с Украины; с другой, сами перебравшиеся в ЕС украинцы все яснее осознают, что молочных рек с кисельными берегами в Европе не будет, поэтому разворачиваются.

Оказались не готовы

После начала российской СВО на Западе поспешили заявить, что готовы с распростертыми объятиями встретить беженцев с Украины и предложить им самые лучшие условия. При этом изначально подразумевалось, что размещать их будут не только в центрах временного пребывания, но и в частном жилье, владельцам которого была обещана компенсация за прием украинцев.

Поначалу все так и было. В Болгарии, например, приезжающих поселили в отелях на черноморских курортах, пустовавших по случаю ранней весны. В Германии, Италии, Нидерландах, Франции и других странах ЕС жители активно откликнулись на призыв принять у себя беженцев: волонтеры с энтузиазмом встречали приезжающих на вокзалах, подыскивали для них варианты размещения, организовывали сбор продуктов и одежды. Дальше других пошли власти Польши, которые предоставили всем беженцам не только ежедневное пособие (пусть и не самое щедрое) и бесплатный проезд в транспорте, но и возможность трудоустройства наравне с поляками.

Правда, не самым лучшим образом выглядели власти США и Великобритании, которые громче других заявляли о гостеприимстве, а на деле обставили выдачу виз целым рядом трудновыполнимых условий. Борис Джонсон, в ту пору еще британский премьер-министр, и вовсе пригрозил высылкой в Руанду тем украинцам, которые попытаются нелегально въехать на остров.

Проблемы начались, когда выяснилось, что Россия вовсе не собирается капитулировать перед мощью коллективного Запада, сплотившегося за спиной Украины, а значит, необходимость демонстрировать солидарность с украинцами как-то уж чересчур затягивается. Вдобавок оказалось, что "адские санкции", введенные против РФ, гораздо больнее бьют по самому Западу. Все это, видимо, не могло не сказаться на отношении к украинским беженцам.

Власти Болгарии ввиду наступающего курортного сезона решили переселить беженцев из шикарных отелей в скромные центры временного размещения в глубинке. В Польше отменили и бесплатный проезд, и пособия, оставив их только для инвалидов, беременных и многодетных женщин. Характерно, что это решение поддержали 70% поляков. В Праге и Дублине, Уэльсе и Шотландии заявили о невозможности принимать украинцев из-за нехватки мест. Представители властей в Латвии и Швейцарии, Германии и Нидерландах открыто заговорили о "понятной и объяснимой усталости" местных жителей из-за необходимости заботиться об украинцах в условиях, когда коммунальные расходы стремительно увеличиваются и цены на все растут до небес. Кстати, сами эти жители все чаще стали считать получаемые от государства компенсации чересчур маленькими и принялись отказывать украинцам в размещении.

Ждали другого

Надо признать, что многие из тех, кто поспешил выехать с Украины в Европу, имели явно завышенные ожидания. Объясняя их, как часто доводилось читать на просторах интернета, тем, что они же "не какие-нибудь сирийцы или африканцы, они представители героической страны", на которую напала злобная Россия! Но очень скоро суровая действительность эти ожидания грубо обломала. Выяснилось, что на ежедневное пособие в размере 40 польских злотых или €6, как во Франции, не только не разгуляешься, а и ноги протянуть недолго. А еще надо привыкать к совершенно иному жизненному укладу, приспосабливаться к требованиям приютивших тебя рачительных немцев и голландцев, которые привыкли жестко экономить воду и электроэнергию и вообще считать каждый евроцент.

Формально по европейским правилам зарегистрировавшиеся беженцы могут находиться на территории ЕС до одного года, при этом они имеют право устроиться на работу. В Польше, по данным местных властей, этим правом воспользовались уже около полумиллиона человек. Правда, в основном речь идет о низкооплачиваемой или сезонной работе. Гораздо сложнее устроиться в западноевропейских странах — зачастую мешает незнание местного языка и отсутствие документов, подтверждающих квалификацию. Таким образом, фактически можно рассчитывать разве что на работу уборщицей, посудомойкой, сиделкой и прочих из условной категории "подай-принеси". Естественно, желающих устраиваться на такую тяжелую и одновременно низкооплачиваемую работу не слишком много.

Во Франции, по данным властей, зарегистрировались более 100 тыс. беженцев с Украины, из которых около 60 тыс. могли бы работать по найму. Однако в июне, как сообщил руководитель французского межминистерского кризисного центра Жозеф Зимет, трудились всего 3,5 тыс. человек, треть из которых — в гостиничной и ресторанной сферах. Он также признал, что власти не имеют сведений о местожительстве половины приезжих.

Полагаю, большинство из них может предпочитать следовать такой схеме: зарегистрироваться для получения пособий, а затем самостоятельно устроиться на работу "по-черному" — пусть даже теми же уборщицами или сиделками, но за наличный расчет, в обход казны. Но и тут не у всех может складываться гладко. Несколько старых парижских моих знакомых рассказывали, что решили поддержать украинок и наняли их уборщицами с почасовой оплатой, но вскоре отказались от их услуг: мол, работают спустя рукава, а в ответ на претензии начинают, что называется, качать права. Уж лучше "иметь дело с исполнительными и непритязательными африканками", заключили знакомые французы.

Следует принять во внимание и тот не слишком афишируемый факт, что значительную часть тех, кто прибыл в Европу, составили не беженцы из затронутых боевыми действиями районов, а вполне благополучные жители Киева, Львова и других городов и областей Правобережной Украины. Границу они зачастую пересекали на дорогущих автомобилях, способных вызвать классовую ненависть у любого среднего европейца, ездящего на скромной малолитражке, а в последнее время еще и вынужденного выбирать между заправкой бака и покупкой еды в недорогом супермаркете. Уезжали они не от тягот и лишений, а исключительно в расчете закрепиться в Европе. Когда же выяснили, что бесплатных пирожных не будет, засобирались домой.

По осени считают

По данным ООН, на первом месте по общему числу украинских беженцев среди всех стран мира находится Россия, которая приняла 1,412 млн человек (по российским подсчетам, их количество вдвое больше), на втором месте — Польша (1,195 млн), 867 тыс. находятся в Германии, 382,7 тыс. — в Чехии.

Ведет свою статистику и Евросоюз: по числу украинских беженцев на душу населения сейчас лидирует Чехия, на втором месте находится Польша, далее следуют Эстония, Болгария и Латвия. При этом в ЕС, по словам еврокомиссара Ильвы Йоханссон, затрудняются назвать точное количество украинцев, находящихся в Европе, поэтому оперируют приблизительными данными 3,2–3,7 млн человек.

В Еврокомиссии надеются, что к началу учебного года еще некоторое количество семей с детьми решит вернуться на Украину. Но на всякий случай разрабатывают и планы экстренного реагирования, в частности, там зарезервировали средства на обучение украинских детей в европейских школах. Хотя лично мне непонятно, какой от этого прок: большинство украинских детей на достаточном уровне не владеют местными языками, на которых ведется обучение, а уроки на украинском для них никто устраивать, судя по всему, не собирается.

На национальных уровнях продолжается постепенное свертывание программ поддержки беженцев, причем это касается не только Европы. По сведениям издания Asia Times, правительство Австралии, глава которого Энтони Альбанезе в ходе недавнего визита в Киев обещал поддерживать Украину "столько, сколько потребуется", внезапно объявило, что с 14 июля отменяет выдачу украинцам гуманитарных виз, позволявших им жить и работать в стране. Потом, правда, решило продлить действие программы, но лишь на две недели. Из европейских стран Польша с 1 июля перестала выплачивать компенсации тем, кто приютил у себя украинцев, к осени завершится аналогичная программа и в Литве: сейчас количество приезжающих в Литву и уезжающих оттуда украинцев практически сравнялось, а в Польше наблюдается даже перевес в пользу отъезда.

Есть сведения, что часть отъезжающих предпочитает не возвращаться на Украину, а осесть в Белоруссии. По данным местного общества Красного Креста, украинцы прибывают в республику в основном из Польши, в меньшей степени — из Литвы и Латвии. Всего приехало около 40 тыс. человек, 80% которых, согласно анкетированию, хотели бы остаться в Белоруссии насовсем. Она, видимо, уж точно лучше подходит на роль тихой гавани. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru