16 АПР, 14:00

Основные причины кризиса отечественного образования

ЩЕДРОВИЦКИЙ Петр
Президент Фонда "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"

Главная причина падения качества отечественного образования, которую нельзя больше игнорировать

Разбирая причины падения качества отечественного образования, мы привычно перечисляем многое. И существенное сокращение объемов бюджетного финансирования по сравнению с СССР. И ощутимый рост затрат образовательных учреждений на услуги, не связанные с основной деятельностью - тепло, электроэнергию и воду, содержание основных фондов:  денег и так не хватает, и тратятся они, во многом, не на решение собственно образовательных задач. И падение уровня оплаты труда в образовательной сфере, особенно по сравнению с другими сферами деятельности.

Как одно из следствий - падение престижа педагогических профессий в общем социальном «табели о рангах». И развал СССР с его претензиями на глобальное лидерство: де-индустриализация, сопоставимая по масштабу с падением объемов промышленного производства во время войны. И потеря «заказчиками» на образование - государством, представителями промышленности и предпринимательского сообщества - целевых ориентиров в своих сферах деятельности. Особенно на фоне тех масштабных изменений, которые происходят в глобальной экономике и системе разделения труда в целом. Все эти причины я в той или иной степени разбирал в своих предыдущих материалах.

Но есть еще, по крайней мере, одна причина, которую пришло время признать. Без этого, на мой взгляд, мы не двинемся никуда. Ответ заложен в самом слове «образование»: для того, чтобы у человека возникал целостный образ самого себя, ему нужно давать картину мира, в которую этот образ вписан. Учащийся должен представлять себе, как устроен этот мир: какие закономерности его создают, какими причинно-следственными связями он пронизан, какое место в нем занимают те или иные явления и процессы. Слово «образование» досталось нам из лексикона христианской педагогики. А «картина мира» это метафора того, что в философии называется «онтология» (новолат. ontologiaот др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος— сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука), то есть – наиболее систематическое и целостное представление о том, как устроен мир.

Образование в Средние века так и строилось: первый, высший, факультет – теологический, остальные подчиненные ему. Почему? Потому что тогда картина мира была, прежде всего, религиозной: в центре Вселенной стоял Бог. В эту картину мира встраивалась медицина, философия, астрономия, учение о государстве и праве, которые с разных сторон объясняли различные аспекты мироустройства, но всегда - с религиозных позиций. Все частные дисциплины были встроены в единую картину бытия.

Позже, в ХVIII- ХХ вв., широкое распространение получила так называемая научная картина мира, берущая свое начало в средневековых спорах, через постепенную критику и развитие религиозной картины мира, и идущую в европейской интеллектуальной ситуации с ХV века. Эта онтология – или картина мира - легла в основу нового идеала знания и новой системы образования. Как известно, один из родоначальников современной педагогики, Ян Амос Коменский, был активным участником «протестантского интернационала», с позиций которого формулировал новые цели, содержание и методы образования. В этой картине мира, которая носила ярко выраженный деятельностный и исторический характер, важнейшим становится процесс накопления знаний и развития деятельности на основе новых инструментов и средств. Меняются представления о человеке: ведущая роль теперь отводится Ученому и Инженеру - с его достижениями и открытиями. Эти слова теперь пишутся с большой буквы, потому что именно ученый и инженер, помогая друг другу создают «вторую природу», новую среду и новое качество жизни человечества, именно они представляют, как устроен мир, могут на него влиять и улучшать.

В середине ХIХ возникают модели современного исследовательского университета и высшей инженерной школы. Любой студент четко понимает, какое место в общей системе знания занимают те или иные предметы и дисциплины, зачем их изучать. Эта картина мира и опирающаяся на нее модель образования доминировала до середины ХХ века и сегодня является ведущей в сфере образования. Уберите ее - и вся последовательность учебных программ, вся логика учебного процесса и его содержательная основа просто рухнут. Онтология также оказывает важнейшее воспитательное влияние на любого специалиста и профессионала. Ведь в ней есть ясные ценностные моменты: не только ответ на вопрос что нужно знать, но и норма того, что можно и нужно делать, а чего, напротив, делать нельзя.

У нас в СССР эту функцию – картины мира - долгие годы выполнял марксизм. Мы сейчас не обсуждаем, хорошая ли она или плоха; важно, что картина мира была. В ней объяснялось все: и политическое устройство, и экономические перспективы, и отношение человека к природе, и представления о самом человеке, и логика конкуренция мировых сил. Был исторический материализм, диалектический материализм и даже «химическая форма движения материи». Основные представления марксизма, разработанные в середине ХIХ века, как известно, опирались на достижение современной Марксу науки и философии. Ряд последователей Маркса «причесали» его гегельянство и сделали экономическое и политическое учение своего учителя более позитивистким, в соответствии с духом и веяниями своей эпохи. Это была настоящая онтология – стройное представление о том, как устроен мир.

Конечно, критика Маркса на Западе шла с момента появления его первых работ, но и заслуг его в развитии и углублении исторической и деятельностной картины мира никто не отрицал. С падением СССР марксизм как картина мира был выброшен. А новая версия картины мира не сложилась. Слишком долго Советский Союз оставался закрытым обществом, в которое не проникли отголоски современных философских споров или проникли в извращенной форме «критики современных буржуазных учений». Без сомнения, кризис марксизма почти не повлиял на научную и инженерную компоненту онтологии. Она продолжала существовать, и представители научно-инженерного сообщества даже первое время радовались тому, что избавлены от необходимости сдавать основы марксисткой философии на кандидатских экзаменах, и от идеологического давления со стороны райкомов и горкомов партии. Однако, это была Пиррова победа: будучи отделенной от общего социально-философского мировоззрения и системы ценностей, научная и инженерная деятельность неминуемо вырождается в недальновидный технократизм. Какие могут быть инструменты без ценностей?

Чему мы теперь учим? Где ответ на вопрос о природе тех или иных явлений, о причинно-следственных связях, которые пронизывают окружающий нас мир? Содержание образования все больше напоминает популярные комиксы. Общесистемный кризис научной и деятельностной картины мира, проявляющийся, в том числе, в нарастании так называемых экологических проблем, в частном случае стран, возникших на развалинах СССР, дополняется специфическим кризисом деятельностной и исторической онтологии марксизма. В итоге - хаос в головах. Вместо содержания образования - набор случайных данных, надерганных из популярной литературы вперемешку с гороскопами и новостями. Какое в этих условиях может быть образование? Образование – это путь к образу чего-то. Мы попали в ситуацию, «идеологического», как сейчас говорят - но на самом деле не идеологического, а онтологического вакуума. Мы не понимаем, в каком мире мы живем.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru