19 декабря 2013, 08:55
Мнение

Чего ожидать от нового правительства ФРГ

Социал-демократам удалось навязать новой коалиции ряд требований: в Германии вводится минимальная заработная плата в 8,5 евро в час, а пенсионный возраст начинается по достижении 63 лет

В Германии в результате длительных переговоров сформировано и приведено к присяге новое коалиционное правительство. Таким образом, в последующие 4 года у власти во второй раз будет находиться «черно-красная  коалиция» из ХДС/ХСС и СДПГ. В новое правительство войдут 5 министров от ХДС, 3 от ХСС и шесть – от СДПГ. Бросается в глаза, что СДПГ получила больше, чем ожидалось, мест в кабинете министров, несмотря на плохие результаты в ходе выборов и тот факт, что ХДС/ХСС вплотную приблизилась к абсолютному большинству. Это означает, что политика правительства в некоторых вопросах «полевеет».

Напомню, что канцлер Ангела Меркель в 2005-2009 гг. уже возглавляла «большую коалицию», которая действовала довольно успешно. Однако с тех пор, прежде всего,  под влиянием экономического кризиса, ситуация в мире и Европе значительно изменилась, и от новой коалиции ожидают решительных действий по спасению евро и поддержанию стабильности на континенте. Хотя обострение кризиса в Евросоюзе и самой Германии может изменить контуры будущей политики «большой коалиции», ряд моментов очевиден уже сейчас.

В ходе переговоров социал-демократам удалось навязать новой коалиции ряд требований, противоречащих  принципам экономического либерализма и рецептам МВФ: в Германии вводится минимальная заработная плата в 8,5 евро в час, а пенсионный возраст начинается по достижении 63 лет. И, самое главное, будет выполнено требование левых партий и «зеленых» о выходе из атомной энергетики к 2022 году. Это уже стало причиной серьезного конфликта с Брюсселем, который обвиняет Берлин в предоставлении «чрезмерных» льгот компаниям, разрабатывающим альтернативные виды энергии.

Симптоматично, что вице-канцлер – лидер социал-демократов Зигмар Габриэль (второй человек в правительстве), будет отвечать за экономику и энергетику, отказ от «мирного атома» и переход на альтернативные источники энергии

Франк-Вальтер Штайнмайер как и во время предыдушей «большой коалиции» 2005-2009 годов, возглавит МИД:  фактически он станет в новом кабинете скрепляющим звеном между двумя фракциями. Поскольку раньше он считался пророссийски настроенным политиком, несколько неожиданно прозвучали сразу после назначения его слова, что «Россия использовала бедственное положение украинской экономики, чтобы не допустить подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС». Первый визит Штайнмайера также будет в Польшу, что подтверждает  внешнеполитические приоритеты нового кабинета.

Портфель министра финансов останется за Вольфгангом Шойбле, который известен твердостью в вопросе бюджетной дисциплины ЕС и оказания финансовой помощи Греции. Это означает, что в ближайшее время Германия не пойдет на уступки Франции и Южной Европе в вопросе введения так называемых «евробондов».

Новое правительство Германии будет сильным и дееспособным
Ангела Меркель
Канцлер ФРГ

Министерство обороны впервые в истории Германии возглавит женщина – Урсула фон дер Ляйен - мать семерых детей. Эта должность считается «взрывоопасной» в связи с трудной реформой Бундесвера и тяжелым продвижением новых проектов по перевооружению армии. Также впервые министром по делам беженцев, миграции и интеграции станет немка с турецкими корнями Айдан Озогуз.

О чем мало говорят политики, но много пишут наблюдатели – это все более сложные отношения Германии с Евросоюзом. Брюссель требует от Германии финансирования «банковского союза» ЕС, введения невыгодного для немецкой экономики «третьего энергопакета», отказа от субсидирования новых энерготехнологий и тд.

Вместе с тем, учитывая присущий Ангеле Меркель сверхосторожный стиль, никто не ждет реальных конфликтов с Брюсселем либо революционных изменений в политике ФРГ. «Фрау канцлерин» будет максимально оттягивать или блокировать решение экономических проблем еврозоны, создания банковского союза ЕС и оказания помощи Южной Европе. Некоторые аналитики  утверждают даже, что внешнюю и внутреннюю политику Германии в ближайшие 4 года ожидает застой. При этом останется неизменной ориентация кабинета Меркель на США и ближайших союзников по НАТО. Весьма вероятно, что новая коалиция будет проводить даже более последовательный проатлантический курс, идущий вразрез с принципами «восточной политики», сформулированной еще Вилли Брандтом. Значительные опасения немецкой общественности вызывает и возможность вынужденных уступок Брюсселю по фундаментальным вопросам политики и экономики – в ущерб интересам Германии и рядовых немцев.

Что касается России, то в ближайшие 4 года вряд ли стоит ожидать заметного улучшения российско-германских отношений. Два представителя бывшей ГДР в высшем руководстве страны (сама канцлер и президент Йоахим Гаук) наверняка перенесут свои личные предубеждения в область «Остполитик». Так, Гаук демонстративно отказался от посещения Олимпиады в Сочи, а назначенный лично канцлером Меркель уполномоченный правительства Германии по российско-германскому общественному сотрудничеству Андреас Шокенхофф постоянно выступает с критикой России и практически парализовал работу двустороннего форума «Петербургский диалог». Тем не менее, российско-немецкое сотрудничество основано на прочном фундаменте экономических, культурных и человеческих связей, и новое правительство ФРГ в любом случае будет вынуждено это учитывать.