Все новости

Как вернуть ушедший из страны капитал

В России по-прежнему действуют слишком жесткие уголовные санкции в отношении бизнесменов. Например, за ущерб в 2,5 тыс. руб. можно получить два года лишения свободы

Ни для кого не секрет, что отток капитала - один из основных индикаторов самочувствия экономики. По оценкам Минэкономразвития, в этом году Россию могут покинуть почти $100 млрд. Это в разы превышает заявленные ранее ожидания.

Показательно, что все это происходит на фоне дисбаланса, сложившегося в деловом сообществе нашей страны. По количеству миллиардеров мы третьи в мире, но в сфере малого и среднего предпринимательства до лидерских позиций нам очень далеко.

Получается, что крупный бизнес с течением времени свои средства выводит, а малый и средний у нас если и развиваются, то по остаточному принципу. В нем занято чуть больше 20% населения, тогда как в Европе - до 70%. У нас такой регион только один - Крым.

В этой ситуации на фоне обострившейся геополитической конкуренции создание стимулов для возвращения капитала в Россию возможно только путем введения прозрачных правил и формирования в стране условий для безопасного и комфортного ведения бизнеса.

Из статистики Центра общественных процедур "Бизнес против коррупции" следует, что большинство жалоб, поступающих от предпринимателей, связаны либо с незаконным уголовным преследованием (почти 60%), либо с административными препятствиями в развитии малого и среднего бизнеса (почти 15%).

В России по-прежнему действуют слишком жесткие уголовные санкции в отношении бизнесменов. Например, за ущерб в 2,5 тыс. руб. можно получить два года лишения свободы

Проблему незаконного уголовного преследования условно можно разделить на два блока.

Первый связан с тем, какие нормы содержит наше уголовное законодательство, а второй - с тем, как сотрудники правоохранительных и судебных органов применяют их по отношению к предпринимателям.

В России по-прежнему действуют слишком жесткие уголовные санкции в отношении бизнесменов. Например, за ущерб в 2,5 тыс. руб. можно получить два года лишения свободы. Это практически идентично довоенным и военным нормам, когда людей сажали за собранные на полях колоски. Преступление не равноценно наказанию.

Но история России знает и другой опыт - к примеру, НЭП. В Уголовном кодексе 1926 года за недоплаченную 1 тыс. нужно было заплатить 2 тыс. Тогда экономические стимулы и разумные санкции привели к настоящему буму.

Мы предлагаем ввести альтернативу лишению свободы - кратные штрафы - и тем самым дать людям возможность остаться в экономике, а государству ежегодно получать в виде штрафов сумму, равную дефициту бюджета пенсионного фонда.

Теперь что касается правоприменительной практики.

Из порядка 200 тыс. уголовных дел, которые сегодня ежегодно возбуждаются в отношении предпринимателей, до суда в итоге доходит не более половины. Но санкции, которые применяют следственные органы по отношению к предпринимателям на этапе расследования, излишне суровы. Например, за налоговые правонарушения у нас могут наказать по статье "Мошенничество" и отправить человека за решетку. В результате бизнес лишается управления, разваливается, а люди теряют работу.

Вместе с тем за последние три-четыре года в уголовное законодательство России было внесено свыше 500 поправок, и многие из них носили точечный, внесистемный характер. Сегодня назрела необходимость принять новую редакцию Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, нормы которых будут отвечать духу времени и не мешать развиваться бизнесу.

Административная рента вынуждает повышать цены

Теперь об административных барьерах. Всем знакомо понятие так называемой административной ренты. Это взятки, откаты и другие формы вымогания денег чиновниками всех уровней. Можно закрыть глаза и махнуть рукой - дескать, "взятки - смазка для неповоротливой российской экономики". Но административная рента вынуждает повышать цены.

По расчетам экспертов Стратегии-2020, коррупция вместе с бюрократией приводят к дополнительной наценке в 15% на продовольствие, в 25-30% на недвижимость. То есть административная рента задает ценовую политику на рынке.

Наконец, налоговая политика.

Всем нам известен тезис о том, что ставки налогов в России значительно ниже европейских, а основная проблема связана со сложностью процедуры налогового администрирования. Но согласно оценкам экспертов, по степени комфортности налогообложения Россия находится на 56-м месте, а Казахстан, к примеру - на 18-м.

Так что, хотя Минфин и провозглашает основной задачей налоговой политики стимулирование бизнеса и экономики, все выходит с точностью до наоборот. Бегство капиталов растет, процедура возвращения средств из офшоров, несмотря ни на какие законодательные ужесточения, с места не двигается, а бизнес-активность сворачивается. В прошлом году страна потеряла почти 20% индивидуальных предпринимателей, а бизнесом хотят заниматься только 2% граждан.

Мало того, наши финансовые власти словно забыли теорию Артура Лаффера (снижение налоговых ставок приводит к росту производства и, как следствие, бюджетных доходов. - ИТАР-ТАСС) и, не переставая, придумывают все новые налоги и пошлины.

Де-факто деофшоризация уже предусмотрена в нашем законодательстве. Но чтобы она стала реальностью и капитал вернулся в Россию, мы не можем обойтись без масштабной и полной налоговой амнистии. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru