Все новости

Долговой рынок очистят частными приставами

Главным эффектом от появления в нашей стране частных судебных взыскателей должно стать значительное повышение собираемости налоговых поступлений в государственный бюджет

Подготовка законопроекта о создании института частных судебных приставов вызывает активные обсуждения в профессиональной среде.

Эксперты указывают на экономические преимущества от передачи части государственных функций по исполнению судебных решений в частные руки. Тем более что примеры успешной реализации этой концепции есть во многих странах мира.

Но как это отразится на работе с должниками, и как добиться, чтобы взыскание судебных долгов по налогам и кредитам с привлечением частных приставов было эффективным и безопасным?

Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств инициировала разработку законопроекта о внедрении в России частных судебных приставов и привлекла для обсуждения этой темы представителей Федеральной службы судебных приставов, Федеральной налоговой службы, Центробанка РФ, крупнейших российских банков и коллекторских агентств.

Редкий случай, когда бизнес по своей инициативе предлагает помощь власти в решении ее проблем. И еще более редкий случай, когда такая помощь в равной степени выгодна всем участникам.

Главным эффектом от появления в нашей стране частных судебных взыскателей должно стать значительное повышение собираемости налоговых поступлений в государственный бюджет. По итогам 2013 года объем задолженности в пользу государства по оконченным и прекращенным производствам Федеральной службы судебных приставов составил более 2 трлн руб. При этом взыскано лишь 390,6 млрд руб., лишь 18,2% от общей суммы оконченных дел.  

Функцию взыскания задолженностей по судебным решениям наше общество привыкло видеть в руках государства

Кроме того, сумма задолженности физических и юридических лиц в работе ФССП продолжает быстро расти. Сумма, подлежащая взысканию в 2013 году, составила 2,6 трлн руб., что на 13% выше, чем в 2012 году.  

Эффективность взыскания государственными приставами долгов в пользу кредитных организаций еще ниже. Она составляет лишь около 3% для задолженностей физических лиц и 1,2% - для юридических.

Очевидно, что 10-летний опыт, квалификация и наработанная материально-технологическая база частных коллекторских агентств могли бы существенно улучшить эту ситуацию.  В этом заинтересованы и заказчики судебного производства - налоговая служба и банки.

Кроме того, содействие со стороны частных приставов могло бы снизить нагрузку на государственных приставов и сократить бюджетные расходы на исполнение судебного производства. Сейчас на каждого судебного пристава приходится в среднем 2,5 тыс. дел, находящихся в производстве. Видимо, отчасти и по этой причине ротация кадров в этом ведомстве достигает 70%.

Конечно, функцию взыскания задолженностей по судебным решениям наше общество привыкло видеть в руках государства. Поэтому, когда возникают предложения передать часть таких полномочий частному бизнесу, появляется много закономерных вопросов. Ведь это очень ответственная работа, связанная с доступом к персональным данным, к коммерческой информации, к судьбам тысяч людей, находящихся зачастую в непростом положении.

Главным эффектом от появления в нашей стране частных судебных взыскателей должно стать значительное повышение собираемости налоговых поступлений в государственный бюджет

Как показывает международная практика, допуск бизнеса к такой значимой государственной функции возможен и дает хороший экономический и социальный эффект. Но для этого необходимо правильное государственное регулирование коллекторского рынка.

Как ни парадоксально, именно в этом и видят выгоду законопроекта многие профессиональные взыскатели. Коллекторский рынок готов к госрегулированию и активно стремится к прозрачности и открытости. Известнейшие коллекторские агентства, объединенные в НАПКА, уже много лет пытаются привлечь внимание государства к необходимости этой меры для очищения рынка и улучшения его профессиональной репутации. И если этот процесс сдвинется с места благодаря регулированию частных приставов, это будет гораздо большая выгода для коллекторов, чем расширение рынка за счет взыскания судебных долгов.   

Для внедрения института частных судебных приставов и его регулирования не понадобится никаких потрясений основ российской законодательной системы. Законом уже предусмотрены механизмы лицензирования, создания СРО, страхования профессиональной ответственности. Уже есть успешный опыт создания частных оценщиков и их лицензирования, которым можно воспользоваться.

Остается определить правовой статус частных приставов и границы их полномочий, разработать порядок их взаимодействия с государственными приставами, установить требования к привлекаемым частным взыскателям и критерии лишения их полномочий. Требуется обсудить также необходимость регулирования тарифов на услуги частных приставов.

Коллекторский рынок готов к госрегулированию и активно стремится к прозрачности и открытости

Начинать внедрение нового института надо с малого, например, с одного типа задолженности. Кстати, какие именно долги могут взять на себя частные взыскатели, - это тоже вопрос. Значительную часть дел в работе судебных приставов занимают или безнадежные долги, которые почти невозможно взыскать, или небольшие -  в размере до 1 тыс. руб.

Возможно, частным приставам придется взять на себя часть этой социальной нагрузки. Ведь их задача - быть не конкурентами, а помощниками государственных судебных приставов.

Как отразится появление частных приставов на работе с должниками, рано говорить, поскольку все параметры этого рынка пока находятся в обсуждении. Но предварительно можно сказать, что должникам будет комфортнее взаимодействовать с профессиональными  взыскателями. Частному приставу будет легче уделить больше времени консультациям с должником, у него будет больше финансовых инструментов и опыта для помощи в решении долговых вопросов. Может быть, у должников появятся дополнительные возможности структурирования и обслуживания судебных долгов. Кроме того, в сложных ситуациях людям иногда приятнее общаться с человеком без формы, и это тоже надо учитывать.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru