Советский Союз занимал 3-е место в мире по количеству иностранных студентов, это составляло примерно 10% от всех иностранных студентов в мире, обучающихся за рубежом. Российская Федерация занимает 6-е место в мире по количеству иностранных студентов, и имеет долю в 4% иностранных студентов.
Много это или мало?
В настоящее время международный рынок образовательных услуг является отдельной отраслью мирового хозяйства, которая оценивается ВТО в $50-60 млрд и более чем 4 млн студентов, обучающихся за рубежом. Только прямой экономический эффект от учебы одного иностранного студента (расходы на обучение и проживание) для принимающей страны оценивается в диапазоне $5-50 тыс.
Доход США от иностранных студентов составляет $22 млрд в год, или 30-36% мирового образовательного рынка.
В 2011 году, по данным ОЭСР, доля иностранных студентов, обучавшихся в вузах США, составила 16,5% от общего количества всех студентов, обучавшихся за рубежом в мире.
В Великобритании в 2008-2009 годах в казну от обучения иностранных граждан поступило £2,2 млрд. Кроме того, иностранные студенты потратили на свои ежедневные расходы еще £2,3 млрд. А в целом экспорт образования составил £14 млрд.
При ежегодном росте доходов от иностранных студентов в 6,4% к 2025 году ожидается, что доходы от экспорта образования в Великобритании вырастут до £26 млрд. В 2011 году доля иностранных студентов, обучавшихся вузах в Великобритании, составила 13% от общего количества всех студентов, обучавшихся за рубежом в мире, это 2-е место в мире после США. В Австралии иностранные студенты приносят в экономику страны $12,5 млрд в год, образование является третьей по величине экспортной статьей. Доля Австралии по количеству иностранных студентов в мировом образовательном рынке составляет 6,1%.
По данным Института статистики ЮНЕСКО, в 2012 году на пять ведущих стран-экспортеров пришлась почти половина от общего объема международных студентов: США (18%), Великобритания (11%), Франция (7%), Австралия (6%), и Германия (5%). Но при этом охват международными студентами первой пятерки снизился с 55% в 2000 году до 47% в 2012 году. Россия, напомню, занимает 6-е место в мире по количеству иностранных студентов и имеет долю в 4% иностранных студентов, обучающихся за рубежом.
В соответствии с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", утвержденной правительством в 2008 году, для выполнения целевых ориентиров развития системы образования доход от обучения иностранных студентов в российских вузах должен быть не менее 10% объема финансирования системы образования.
Как на сегодняшний день обстоит ситуация с экспортом российских образовательных услуг (доходами от обучения), и насколько реально получение этих 10% дохода? Какова эта сумма в денежном выражении сейчас, и какой она должна быть к 2020 году? Как платные образовательные услуги от обучения иностранных студентов должны отслеживаться и соотноситься с общим бюджетом, выделяемым на образование государством? Какие меры принимаются для достижения показателя в 10%?
По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, иностранных граждан, обучающихся на контрактной и бюджетной основе в российских вузах по очной форме, в 2003-2004 учебном году было 67,784 тыс., из них на контрактной основе - 52,297 тыс. человек (77,2%).
В 2004-2005 учебном году всего обучалось 82,251 тыс. иностранных граждан, из них 75,9% обучались по контракту.
В 2010-2011 учебном году, при увеличении в целом числа иностранных студентов до 118,730 тыс. человек, только 68,9% из них (81,771 тыс. человек) обучались с полным возмещением затрат.
Причины снижения числа оплачивающих обучение иностранцев специально не анализировались, но с уверенностью можно сказать, что вряд ли этот тренд способствует достижению показателя в 10% доходности от обучения иностранных студентов в РФ.
Дальнейшее сокращение числа иностранных студентов в России - это не только упущенная экономическая выгода, но и неиспользованная возможность компенсировать уменьшение численности лиц студенческого возраста в России в условиях демографического спада, а также упускаемые политические возможности "мягкого" влияния России на международной арене через распространение русского языка, российской культуры и ценностей ("российского измерения").
По данным Центра социологических исследований, в 2010-2011 академическом году доход от всех форм и программ обучения иностранных граждан оценочно равнялся около 30 млрд руб. Других данных, к сожалению, нет. Отсутствие статистики в России по такому важному вопросу может говорить о незначительности доходов от экспорта российского образования или непонимания того, насколько они важны.
К примеру, в Великобритании первая всеобъемлющая оценка текущей стоимости образования и подготовки кадров на экспорт была сделана еще в 1998 году для департамента образования и занятости. В соответствии с представленным отчетом общая стоимость экспорта образования составила примерно £5,5 млрд в 1997 году.
В 2004 году аналогичное исследование проводились по заказу Британского совета, и тогда исследования показали, что в 2001-2002 годах сектор образования обеспечил доход приблизительно в £22,1 млрд, а в 2003-2004 годах - уже £27,8 млрд.
В 2011 году департамент по делам бизнеса, инноваций и ремесел заказал компании London Economics исследование по определению всеобъемлющей оценки общей стоимости внешней торговли и инвестиций, связанных с образовательной деятельностью, в экономике Великобритании. В рамках исследования были спрогнозированы потенциал роста и доля Соединенного Королевства на мировом образовательном рынке в деятельности, связанной с образованием, в течение ближайших 10 лет и дальше. Оценка охватила все формы деятельности, которые генерируют доход из-за рубежа, в том числе такие, как все расходы студентов в стране, доходы от франшизы и лицензирование интеллектуальной собственности, обучение в частном секторе и даже радиовещание (образовательный компонент).
Очевидно, что растущее признание важности экспорта российского образования и оценка его важности для экономики России в целом и экономики отдельных регионов (особенно приграничных) тоже требует проведения соответствующих исследований.
Тем более что опыт в проведении таких исследований на региональном уровне уже есть. К примеру, при подготовке концепции "ИНО Томск 2020", одними из авторов которой являлись специалисты РАНХиГС, социологические исследования по проекту "Инвестиционная активность студентов университетов Томска" показали, что студенты очной формы обучения только государственных вузов Томска ежемесячно приносят городу, области и федеральному бюджету около 700 млн руб.
Исследование доходов от экспорта российского образования в целом определило бы базовые показатели объемов экспорта образования и вклад иностранных студентов в экономику регионов и городов. Результаты исследования могли быть положены в обоснование политики в области высшего образования и дополнительного образования и связанных с ними секторов бизнеса, чтобы увеличить доходы из-за рубежа и привлечь больше прямых иностранных инвестиций, способствуя росту экономики России.