20 октября 2022, 14:15
Мнение
Кризис на Украине

Бастующая Франция: разогрев перед натиском холодов?

Дмитрий Горохов — о причинах и результатах французской "межпрофессиональной забастовки"
AP Photo/ Jeremias Gonzalez

"Власти не вполне правы, если думают, будто худшее уже позади" — так один из парижских аналитиков оценил ситуацию во Франции по следам всеобщей стачки, которая завершилась в среду. "Межпрофессиональная забастовка", организованная Всеобщей конфедерацией труда (CGT) под руководством ее генерального секретаря Филиппа Мартинеза, проходила в поддержку требований о повышении зарплат в стране. К трудовой деятельности пока не вернулись сотрудники двух нефтеперерабатывающих заводов TotalEnergies, где договоренности об условиях возобновления работы пока не достигнуты. Однако в целом ситуация в стране позволяет в более-менее спокойных условиях отправить школьников на каникулы, которые начнутся во Франции в предстоящую субботу.

Стачки же проходили в 150 коммунах страны, не работали автозаправки, в забастовке участвовал персонал ряда атомных электростанций, было серьезно нарушено движение поездов, многие родители просто не смогли отвести детей в школы, а старшеклассники пропускали занятия в лицеях, так как ряд из них также оказались закрыты.

Забастовка стала предупреждением для власти. Восемь из каждых десяти респондентов, опрошенных социологами, полагают, что зимой грядут масштабные социальные протесты на улицах. Причин для этого много: напряженная ситуация в энергетике, инфляция, рост стоимости жизни. По данным профсоюзов, продовольствие подорожало с начала года на 12–14%.

Относительное дистанцирование общества от забастовщиков — 49% французов заявили, что не поддерживают стачки, — позволяет правительству перевести дыхание, но профсоюзы уже готовят продолжение.

Ключевое требование

Волна стачек, кульминацией которой стала всеобщая забастовка 18 октября, началась в конце сентября. Персонал энергогиганта TotalEnergies, который дал старт протестам на фоне роста цен, требовал увеличения зарплат на 10% — по итогам забастовок они повышены на 7%. На ощутимом повышении выплат настаивали и французские железнодорожники. Летом они добились первого размораживания ставок. Но тогда в Национальной компании железных дорог (SNCF) согласились увеличить их лишь на 3,1%, хотя чистый доход группы достиг в минувшем году €900 млн, а в этом уже близок к отметке €1,5 млрд. "Такое повышение просто неприлично", — отмечали в профсоюзе железнодорожников.

На этом фоне большой резонанс вызвали появившиеся на этой неделе сведения о вознаграждении главы TotalEnergies Патрика Пуянне. Ему пришлось оправдываться в связи с решением совета директоров поднять его зарплату на 50% (в минувшем году он заработал €5,9 млн, в целом за последние пять лет — €28 млн).

Как напомнил первый секретарь Социалистической партии Оливье Фор, доходы 10 млн французов находятся ниже уровня бедности. "Я не прорицатель, но знаю, что миллионы сограждан желают более справедливого распределения богатств", — заметил Фор.

По данным социологического опроса, не менее 67% французов считают повышение покупательной способности ключевым направлением, на котором должна сосредоточить усилия власть. Большинство из них (64%) полагают, что правительство делает недостаточно, чтобы защитить население Франции от инфляции и дороговизны. При этом 34% жителей республики убеждены, что политика властей является единственной причиной падения их покупательной способности. И наконец, лишь 8% связывают свои проблемы с конфликтом на Украине.

Пенсионное яблоко раздора

В штаб-квартирах профсоюзов обещают защитить жизненный уровень масс. Конкурируя друг с другом за влияние, ведущие профцентры расходятся в отношении к избранному методу — межпрофессиональной забастовке, но, безусловно, согласны с ее целью. Кроме того, и придерживающаяся левой ориентации конфедерация Филиппа Мартинеза, и более умеренная Французская демократическая конфедерация труда (CFDT) намерены не допустить проведения намечаемой правительством пенсионной реформы.

Угрожая стать яблоком раздора в обществе, проекты кабинета министров предполагают повышение пенсионного возраста с 62 до 65 лет. Эти планы связаны не только с увеличением ожидаемой средней продолжительности жизни во Франции (85,6 года для женщин и 79,7 — для мужчин), но и со стремлением правительства ограничить рост социальных расходов — на эти нужды направляется около 60% всех доходов бюджета. Профсоюзы, однако, считают пенсионную реформу наступлением на социальные завоевания.

За два дня до всеобщей забастовки в Париже состоялась также манифестация против роста дороговизны жизни, которую провела оппозиционная коалиция левых сил "Новый народный экологический и социальный союз" (NUPES). А в день общенациональной стачки организатор Левого марша, основатель коалиции Жан-Люк Меланшон пришел поддержать профсоюзных пикетчиков на Лионский вокзал столицы. "Французы должны сплотиться, поскольку правительство не останавливается ни перед чем, — сказал левый трибун забастовщикам. — Наш марш в воскресенье дал импульс вашей мобилизации".

Воспоминание о "желтых жилетах"

На правом фланге французской политической жизни предостерегают от углубления социальных конфликтов. Депутат праволиберальной партии "Республиканцы" Анни Женевар заметила, что, как было и в период развертывания антиналогового движения "Желтые жилеты" осенью 2018 года, "все началось с автомобильного топлива". "Три четверти французов используют машины для поездок на работу, — заметила она, — а горсть людей блокирует страну. Нам угрожает шок деиндустриализации". Экономист Бернар Вивье констатировал, что сейчас цена бензина на некоторых АЗС достигает €3 за литр — вдвое больше, чем была четыре года назад в момент начала бурных антиналоговых протестов "желтых жилетов".  

Возвращение к привычному ритму жизни после кризиса может оказаться продолжительным. "Обычно перезапуск остановленного НПЗ занимает одну-две недели", — напомнил эксперт нефтеперерабатывающей отрасли. "Инфляция, спад, забастовки — Франция рискует погрузиться в бесконечную депрессию", — предостерегает экономист Марк Туати на страницах делового журнала Capital. Страна оказалась во власти "тройного кошмара", считает он. Едва оправившись от пандемии COVID-19, страна сталкивается с угрозой стагфляции (сильная инфляция в сочетании с экономическим спадом) и рискует оказаться во власти забастовок. Экономист напомнил, что каждый день национальной забастовки обходится обществу почти в €2 млрд, учитывая негативное воздействие на потребление домохозяйств и оборот предприятий, сферы услуг. Если забастовочное движение продолжится, динамика изменения ВВП в четвертом квартале этого года может оказаться резко негативной, тем более что индикаторы конъюнктуры еще до забастовок были, по мнению эксперта, весьма посредственными.

Недолгая пауза

Следует учитывать, что Франция — одна из наименее "синдикализированных" стран Европы. В 2012 году в профсоюзах были объединены лишь 7,7% французских рабочих и служащих — Пятая республика занимает последнее место по этому показателю среди государств Евросоюза. Но в социальных протестах активно участвуют и манифестанты, не состоящие в профсоюзах.

В штабе Мартинеза делают вывод, что "демонстрация силы" в поддержку требований о зарплате удалась. Тем временем кризис из социальной смещается в политическую плоскость. Сторонница твердого курса премьер-министр Элизабет Борн решила не испытывать судьбу и добиться принятия нового бюджета без одобрения парламентом, где у ее правительства нет собственного большинства. Статья 49.3 Основного закона Пятой республики дает возможность принять финансовый законопроект без голосования в парламенте "под ответственность правительства".

Коалиция левых сил, правда, уже потребовала вынести вотум недоверия кабинету Борн. С требованием аналогичного голосования выступила и правая партия "Национальное объединение". Но, как ни странно, правительство может чувствовать себя достаточно уверенно: на левом и правом флангах парламента едва ли станут голосовать вместе.  

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru