24 октября 2022, 15:05
Мнение

Риши Сунак — богач и первый темнокожий премьер-министр Британии

Юрий Михайленко — об этническом индийце в качестве главы Великобритании

Риши Сунак. EPA-EFE/ TOLGA AKMEN
Риши Сунак

Бывший министр финансов в правительстве Бориса Джонсона Риши Сунак сегодня был объявлен победителем гонки за пост лидера правящей Консервативной партии и главы британского кабмина. В должность премьер-министра он должен вступить уже во вторник, после встречи с Его Величеством Карлом III, который, согласно традиции, поручит ему сформировать новое правительство.

Меньше чем за два месяца в Соединенном Королевстве сменилось три премьера и один монарх. Предшественница Сунака Лиз Трасс, которая 6 сентября заняла место Бориса Джонсона, получала напутствия еще от Елизаветы II, скончавшейся в шотландском замке Балморал 8 сентября.

Сунак станет одним из самых молодых глав британского правительства — ему всего 42 года (хотя это и далеко от рекорда Уильяма Питта — младшего, который в XVIII веке занял эту высокую должность в возрасте 24 лет). При этом Сунак будет первым британским премьером с темной кожей, первым индуистом и первым этническим индийцем во главе британского кабинета министров.

Риши Сунак

Это иммигрант в третьем поколении, семья которого переехала в английский Саутгемптон из Кении и британской Танганьики (ныне часть Танзании) в 60-х годах прошлого века.

Сунак родился в семье врача и фармацевта, получил образование в Оксфорде и сделал карьеру в сфере финансов и управления инвестициями. Обстоятельства своего жизненного и карьерного пути политик выставлял на передний план еще в ходе летней предвыборной кампании, когда он в итоговой борьбе уступил Лиз Трасс. Членом Палаты общин стал лишь в 2015 году, променяв на политику крайне успешную карьеру инвестора. В своем предвыборном видеоролике он объяснил это тем, что хочет помочь простым британцам воплотить в жизнь мечты о лучшем будущем для них самих и их детей.

Богатенький Риши

Сунак считается самым богатым депутатом Палаты общин британского парламента, его личное состояние оценивается в $240 млн. С 2019 года, когда Сунак возглавил британский Минфин, он поручил управление своими средствами трастовому фонду, чтобы избежать потенциальных конфликтов интересов. Однако прозвище Богатенький Риши (отсылка к кинофильму 1994 года "Богатенький Ричи") ему досталось благодаря в том числе и супруге Акшате Мурти — дочери индийского миллиардера Нараяны Мурти. По данным британских СМИ, ее состояние равно сумме от $600 до $900 млн.

В этом году супруги вместе были включены в список богатейших жителей Соединенного Королевства по версии газеты The Sunday Times, заняв в нем 222-ю строчку.

Весной Сунак оказался в центре скандала, после того как стало известно, что его жена является обладательницей особого налогового статуса, позволяющего ей, как рожденной в Индии гражданке Великобритании, платить большую часть налогов за пределами королевства. Публичные споры об этом обстоятельстве пошатнули рейтинг Сунака, который долго считался наиболее вероятным преемником Джонсона и одним из самых популярных политиков тори благодаря щедрым государственным ассигнованиям на поддержку населения и бизнеса во время пандемии COVID-19.

Пара воспитывает двух дочерей. Своими хобби Сунак называет фитнес, крикет, футбол и кино. При этом он убежденный трезвенник и не притрагивается к алкоголю.

Возвращение на вершину

С начала года звезда Сунака начала меркнуть — как из-за экономических неурядиц, отчасти вызванных его излишне щедрой экономической политикой, так и на фоне скандала с вечеринками на Даунинг-стрит, 10, который стоил должности Джонсону. Известно, что Сунак был участником вечеринок, которые проходили в премьерской резиденции в разгар пандемии, несмотря на коронавирусные ограничения, и даже получил за это штраф от полиции.

Вернуться на вершину британской политики ему помогли неудачи Лиз Трасс, которая за полтора месяца пребывания в должности успела вызвать панику на рынках своей экономической программой, растерять доверие однопартийцев и обрушить рейтинг Консервативной партии до самых низких значений за много десятилетий. Еще летом Сунак обвинял Трасс в намерении проводить далекий от реальности "социалистический курс" в экономике и призывал страну не увлекаться "утешительными сказками" соперницы-популистки. После спровоцированного Трасс кризиса его слова о необходимости трезвого и реалистичного курса в экономике выглядят едва ли не пророческими.

Среди парламентариев-тори Сунак оказался популярнее своего бывшего начальника Джонсона, который пытался вернуть себе премьерское кресло. Он заручился поддержкой половины консервативной фракции, состоящей из 357 депутатов, тогда как за возвращение Джонсона открыто высказались лишь около полусотни парламентариев. Экс-глава правительства до последнего настаивал на том, что его поддерживает больше 100 человек и предпринимал попытки заключить союз и с самим Сунаком (которого, как говорят в кулуарах, считает предателем), и с лидером палаты общин Пенни Мордонт, которая также боролась за кресло премьера. Потерпев неудачу на обоих фронтах, он, видимо, был вынужден заявить, что отказывается от претензий на лидерство. По крайней мере пока.

Сунак про Россию и Китай

Будучи главой Минфина, Риши Сунак почти не высказывался по внешнеполитическим вопросам, однако, когда дело касалось помощи Украине, осуждал действия России и способствовал выделению крупных сумм Киеву. В начале апреля стало известно, что индийская IT-компания Infosys, связанная с супругой экс-министра и ее семьей, уходит из РФ. В ходе теледебатов Сунак напоминал, что его ведомство вместе с МИД вводило санкции против России, и обещал впредь также придерживаться жесткого курса в отношении Москвы. При этом он был осторожен в отношении перспектив увеличения оборонного бюджета, подчеркивая, что в этом вопросе надо исходить из реальной необходимости, а не "произвольных цифр".

Во время летней избирательной кампании, когда он проиграл Лиз Трасс, Сунак высказывался за ужесточение санкций против РФ, если займет высокий пост. В ответ на один из вопросов он также заверял, что у него хватит смелости противостоять президенту РФ Владимиру Путину, и сказал, что не стал бы сидеть за одним столом с российским лидером на саммите Группы двадцати (G20) в Индонезии.

Относительно Китая Сунак пообещал ограничить его влияние в Соединенном Королевстве "в тот же день, когда станет премьер-министром", назвав его "крупнейшей долгосрочной угрозой Великобритании, экономической и национальной безопасности мира".

Сунак заявил, что помешает Китаю "захватывать британские университеты" и закроет все Институты Конфуция, занимающиеся распространением китайского языка и культуры в Великобритании. На территории королевства сейчас насчитывается 31 такое учреждение — больше, чем в любой другой стране мира.

Накануне, когда стало известно, что Борис Джонсон вышел из избирательной кампании, Риши Сунак в Twitter поблагодарил его не только за выход страны из состава ЕС и успешную кампанию по вакцинации от коронавируса, но и за "сложные решения" перед лицом конфликта на Украине.

Избрание в разгар праздника Дивали

Сунак возглавит Консервативную партию в очень сложные для нее времена, когда популярность партии в опросах общественного мнения достигла минимального значения с момента начала подобных социологических замеров. Согласно последним исследованиям, лишь 14% опрошенных готовы отдать свой голос за правящую партию. При этом 53% намерены поддержать оппозиционную Лейбористскую партию.

Согласно опросу общественного мнения социологической компании YouGov, все возможные кандидаты от тори проиграли бы на выборах 2024 года лидеру лейбористов Киру Стармеру. Но Сунак выглядел бы лучше всего — он уступил бы оппоненту с разницей всего в 9 процентных пунктов (34% голосов против 43%).

Видимо, надежда партии и заключается в том, что именно этот кандидат, избрание которого выпало на Дивали, не только спасет экономику, но и применит к партии все, что отмечается во время этого главного индийского праздника: победу добра над злом и подъем из тьмы на новые светлые высоты идеалов консерватизма.