В период между двумя нефтяными кризисами 1970-х годов Валери Жискар д’Эстен, управлявший в ту эпоху Францией, заметил: "У нас нет нефти, но есть идеи". Отвечая на вопросы телеканала France-2, президент Франции Эмманюэль Макрон весьма кстати вспомнил афоризм своего предшественника в Елисейском дворце, несколько его перефразировав: "У Франции нет нефти, но есть литий".
Тем самым глава республики поддержал — хотя и после некоторой паузы для раздумий — позицию своей бывшей соратницы и экс-министра экологического перехода Барбары Помпили. "Мы знаем о том, что у нас есть литий, — говорила на рубеже 2021–2022 годов еще в министерском ранге госпожа Помпили. — И не стоит ничего себе запрещать". Кроме того, слова Макрона, на мой взгляд, говорят о расстановке новых акцентов в экономической, экологической и, по большому счету, в международной политике.
Постановка на широкую ногу
Мягкий металл с серебристым оттенком, имеющий широкий спектр применения, по мнению специалистов, может сыграть ключевую роль в предстоящие годы. В мире добычу "белого золота", как называют lithium, входящий в первую группу второго периода в периодической системе химических элементов Дмитрия Менделеева, активно ведут в особенно больших масштабах Китай, Австралия, Чили, Боливия и Аргентина. Возглавляя список критически важных металлов, он используется, в частности, при изготовлении аккумуляторов для электромобилей. Профессионалы добывающей промышленности все чаще именуют его "нефтью ХХI века", подчеркивая будущее влияние на баланс мировых сил.
Французские власти намерены теперь, в свою очередь, поставить эксплуатацию литиевых шахт в стране на широкую ногу, чтобы обеспечить высокие темпы производства. В запрограммированной "смене коней" на автомобильном рынке они видят ключ к экологическому переходу.
Согласно планам, электромобили должны стать в обозримом будущем основным средством передвижения по автодорогам Франции. В соответствии с требованиями Европейского союза французскому автопрому придется полностью прекратить продажу машин с бензиновыми и дизельными двигателями к 2035 году.
Происходящие сегодня события в стране подтверждают реальность этого графика. В условиях пандемии коронавируса объем французского автомобильного рынка сократился в 2021 году на 22% по сравнению с данными 2019 года. Вместе с тем в прошлом году было зарегистрировано 316 тыс. новых электромобилей. Внушительно приросло и количество зарядных станций — на конец минувшего года их насчитывалось уже более 53 тыс.
Согласно прогнозам, потребление лития в мире может увеличиться к 2040 году в 42 раза по сравнению с тем, каким оно было в 2020 году. Состязание за контроль над будущими районами его добычи выдвигается на первый план, считает аналитик Le Monde Жан-Филипп Реми. Отныне это больше не тема дискуссий специалистов, а горячий геополитический вопрос, который интересует и волнует многие государства.
Глобальная гонка
Иллюстрацией гонки стало состоявшееся в сентябре в Нью-Йорке на полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН совещание, которое, правда, осталось почти не замеченным широкой публикой и СМИ. Его тема отражала столкновение, которое развертывается сейчас на глобальном уровне. Речь на встрече, по инициативе США, шла о создании в этом секторе "партнерства взаимной безопасности" вместе с западными союзниками, включая Австралию, Канаду и Японию. "Цепочки снабжения критическим сырьем жизненно важны для нашего общего будущего", — заявил госсекретарь Энтони Блинкен.
Развернувшееся состязание подразумевает гигантские инвестиции. В Латинской Америке в "литиевый треугольник" вместе с Чили и Боливией входит Аргентина, рассматривающая сегодня десятки проектов. В другой части мира Индия планирует вложить в программы, связанные с литием, не менее $2,5 млрд.
Европа, которая долгое время довольствовалась ролью наблюдателя, теперь вступила в это глобальное соревнование. В частности, в заказанном французским правительством еще в начале текущего года докладе о снабжении промышленности первичным сырьем для экологического перехода выражена тревога по поводу "французской зависимости". Среди высказанных в документе предложений, например, значится создание в Гавре стратегических запасов редких металлов.
К настоящему времени во Франции идентифицировано не менее 40 перспективных месторождений лития. Его залежи находятся в Бретани и Оверни — расположены на западе и в центре республики, — а также в геотермальных водах на востоке страны. Как сообщила в среду австралийская компания Vulcan Energy, возглавляющая самый крупный проект добычи лития в Европе, она намерена расширить свою деятельность теперь и на французский регион Эльзас. В коммюнике компании уточняется, что это делается в связи со "значительным спросом" со стороны ее клиентов.
Французская компания Imerys, специализирующаяся на добыче и переработке промышленных минералов, планирует вложить миллиард евро в эксплуатацию месторождения в департаменте Алье в центре республики. Как заявила организация, ее шахта должна стать долговременным и конкурентоспособным поставщиком для французского автомобилестроения — ее мощность составит более 30 тыс. тонн лития в год.
Несогласия с позиции экологов
На этом фоне многих оппонентов смущает большой расход воды при осуществлении подобных проектов. Так, в Южной Америке возникали конфликты между местным населением и предприятиями по добыче лития, которые эксплуатируют водные ресурсы, предназначенные для сельского хозяйства.
Локальная оппозиция созданию литиевых шахт во Франции уже сейчас дает о себе знать. Добыча лития из-за большого расхода воды и выбросов сернистого газа вызывает все более громкую критику со стороны защитников окружающей среды. В коммуне Трегеннек, расположенной в бретонской земле Бигуден, быстро растет протестное движение. Страницы "Литий — спасибо, нет" (Lithium à Tréguennec? Non merci!) насчитывают уже тысячи активных подписчиков в разных соцсетях.
Осторожно относится к планам и влиятельная неправительственная организация "Друзья Земли" (Amis de Terre). "Необходим глубокий и серьезный анализ наших потребностей", — считает эксперт по вопросам добычи лития Юдит Пиньер. По ее мнению, если речь идет лишь об использовании лития в аккумуляторах для внедорожников, за это даже не стоит браться сейчас. Прежде она предлагает сконцентрироваться на программе экономии энергии, затем изучить проекты переработки и только после этого — вернуться к планам открытия литиевых шахт.
По мнению же французского исследователя Гийома Питрона, автора книги "Война за редкие металлы — скрытая сторона энергетического и цифрового перехода" (La Guerre des métaux rares — la face cachée de la transition énéegetique et numérique, 2018), сейчас пришла пора расстаться с сомнениями. Он считает, что электромобильная лихорадка должна побудить Францию сделать ставку на добычу лития.